Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителя Северо-Западного межрегионального управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Заказчик): Прохоровой Е.С. по доверенности,
в отсутствии представителей ООО "Теорикон" (далее - Участник, Исполнитель): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 07/7783/24 от 27.03.2024),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7775-ЭП/24 от 26.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования общего назначения (извещение N 0372100013223000090),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона в электронной форме на оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования общего назначения (извещение N 0372100013223000090) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 752 204,82 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Теорикон", предложившее цену контракта ниже начальной максимальной цены контракта на 82.9 %.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Теорикон" заключен государственный контракт N 0372100013223000090-01 от 27.11.2023 на сумму 299 015,93 рублей (далее - Контракт), согласно которому Участник обязался оказать услуги по ремонту и техническому обслуживанию оборудования общего назначения (далее - Услуги).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 10.8 Контракта Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.03.2024 Участником было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) ввиду следующих обстоятельств:
12.02.2024 представителем Исполнителя был осуществлен выезд на объект Заказчика, в ходе которого было выявлено, что для обслуживания оборудования по Контракту, а именно для осмотра и дефектации, а в последующем ремонта наружного (уличного) блока кондиционера Мицубиши ВН0034341302 нужна автовышка не менее 28 метров, укомплектованная специальным оборудованием.
Однако, ни в Контракте, ни в аукционной документации по закупке, по результатам которой заключен Контракт, не указано, что обслуживаемое оборудование доступно для работ без автовышки. Кроме того, указание на то, что при оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию оборудования общего назначения, требуется проведение работ на высоте в документации также отсутствует.
Детализация указанных вопросов влияет на формирование предложения по цене. Действия Заказчика лишили и лишают Исполнителя (участника закупки) возможности оценить необходимый перечень запасных частей и расходных материалов, требуемых Исполнителю инструментов и необходимого оборудования, их наличия и оценки возможности обслуживания и ремонта данного оборудования, требуемых для этого иных ресурсов и затрат.
Следовательно, невозможно соответствующе рассчитать цену Контракта и исполнить обязательства по ремонту и техническому обслуживанию оборудования общего назначения в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту).
Отсутствие объективной информации об установленном на объекте Заказчика оборудовании делает невозможной организацию мероприятий по охране труда и технике безопасности работников Исполнителя и как следствие невозможным безопасное производство работ.
В соответствии со ст. 718 ГК РФ Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работ.
При неисполнении Заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Исполнитель вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение Заказчиком своих обязанностей по контракту, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (ст. 719 ГК РФ).
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ).
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).
Поскольку Исполнитель не имеет своего автопарка спецтехники, в соответствии с п. 4.4.9. Контракта посредством направления информационного письма в адрес Заказчика от 05.03.2024 г. N 190 Заказчик был поставлен в известность о невозможности оказания Услуг надлежащим образом, ввиду отсутствия автовышки не менее 28 метров укомплектованной специальным оборудованием, а также с целью надлежащего исполнения условий Контракта, просил Заказчика оплатить аренду автовышки для проведения работ на высоте в течение 2 (двух) дней с даты получения письма, и сообщить об этом Исполнителю. Так как, в связи со сложившейся ситуацией, все расходы для проведения работ на высоте, в части приобретения автовышки не менее 28 метров укомплектованной специальным оборудованием, производятся за счет Заказчика.
Вместе с тем, на дату принятия настоящего решения Заказчик не выполнил вышеуказанную просьбу Исполнителя, выражающуюся в приобретении автовышки не менее 28 метров укомплектованной специальным оборудованием. Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Заказчика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе
Статьей 309 ГК РФ определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с ч. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, при условии, что это было предусмотрено Контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если такая возможность предусмотрена в контракте, а его права нарушены. Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше.
В связи с этим Участник, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.03.2024 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 22.03.2024.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено,
Пунктами 2.2 и 2.3 Контракта установлено, что цена Контракта является твердой и включает в себя все расходы, связанные с выполнением исполнителем обязательств по Контракту.
Пунктом 3 Приложения N 1 к Спецификации, предусмотрен аварийный выезд специалистов Исполнителя по заявке Заказчика, проведение диагностики и устранение неисправностей оборудования систем вентиляции и кондиционирования.
12.02.2024 в связи с обнаружением неисправности кондиционера Заказчиком Исполнителю была направлена соответствующая заявка. Факт неисправности Исполнителем зафиксирован, но не устранен.
06.03.2024 в адрес Заказчика от Исполнителя потупило информационное письмо, которым Исполнитель уведомил о невозможности оказания услуг ввиду отсутствия у него специального оборудования (автовышки). При этом Исполнитель возложил обязанность по предоставлению такого специального оборудования (аренду автовышки) на Заказчика. Более того, цена Контракта включает в себя все расходы, связанные с выполнением исполнителем обязательств по Контракту, а статья 704 ГК РФ (в силу ст. 783 ГК РФ применимая к договору возмездного оказания услуг) устанавливает правило, согласно которому работа выполняется иждивением подрядчика (т.е. из его материалов, его силами и средствами), если иное не предусмотрено договором.
Вместе с тем, свою позицию Исполнитель основывает на том, что в извещении Заказчика о проведении Процедуры на заключение Контракта отсутствовала информация, указывающая на необходимость обслуживания оборудования на высоте, т.е. с применением специальной техники.
Кроме того, следует отметить, что согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако при проведении Аукциона запросов на разъяснение положений извещения от участников закупки, в том числе от Общества с ограниченной ответственностью "Теорикон", Заказчику не поступало.
11.03.2024 признавая невозможность исполнения Контракта ООО "Теорикон" направило решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, аргументируя его неисполнением Управлением встречного обязательства (предоставление автовышки), несмотря на то, что такое обязательство у Заказчика отсутствует.
На основании вышеизложенного, Заказчик о включении ООО "Теорикон" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно п. 2.3 Контракта в цену Контракта входят все расходы, связанные с выполнением Исполнителем обязательств по Контракту, включая расходы на материалы, уплату налогов и других обязательных платежей, которые Исполнитель должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Исполнитель должен был самостоятельно и за свой счет произвести ремонт наружного (уличного) блока кондиционера, в том числе с использованием автовышки.
В связи с вышеизложенным, нарушений в действиях Заказчика Комиссия УФАС не усмотрела.
Таким образом, принимая решение об участии в Запросе котировок и подавая соответствующую заявку, Участник должен был сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Вместе с тем Участник, подписав Контракт, согласился с его условиями, однако не исполнил их, что по мнению Комиссии УФАС свидетельствует о недобросовестном поведении ООО "Теорикон".
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной (максимальной) цены контракта и став победителем Запроса котировок, не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Теорикон" (187032, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, Р-Н ТОСНЕНСКИЙ, П. ТЕЛЬМАНА, УЛ. ОКТЯБРЬСКАЯ, Д. 1, ПОМЕЩ. I, ОФИС 2), ИНН: 4716046483, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Королев Виктор Иванович ИНН: 780601728531; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Теорикон" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.03.24 |
26.03.24 |
26.03.24 |
0 |
26.03.24 |
02.04.24 |
01.04.24 |
0 |
04.04.24 |
02.04.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2024 г. N РНП-78-523/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2024