Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 35 Василеостровского района (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7777-ЭП/24 от 26.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение проектных работ по капитальному ремонту здания для нужд государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 35 Василеостровского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002323000043),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
01.04.2024 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось с тем же составом Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение проектных работ по капитальному ремонту здания для нужд государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 35 Василеостровского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002323000043) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 116 531,47 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН".
По результатам закупки Заказчиком с ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН" заключен государственный контракт N 530 от 05.05.2023 (далее - Контракт) на сумму 3 005 067,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить проектные работы по капитальному ремонту здания (далее - Работы).
В соответствии с п.2.4 Контракта Подрядчик обязан:
- выполнить Работы, обеспечив их надлежащее качество, в сроки и в порядке, установленные Контрактом, а также в соответствии с требованиями, предусмотренными для работ данного рода действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- исполнять полученные в ходе исполнения обязательств по Контракту указания Заказчика, в том числе в срок, установленный Заказчиком, безвозмездно устранять обнаруженные им недостатки в выполненных Работах;
- предоставить надлежащим образом оформленные отчетные и финансовые документы в порядке и срок, установленные Контрактом;
- своевременно предоставлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по Контракту".
Заказчиком неоднократно запрашивались документы, подтверждающие ход проектирования, передачу документов на согласование. Замечания не устранены, документы не предоставлены.
В соответствии с п.4.3.2 Контракта окончание выполнения Работ - через 240 календарных дней с момента начала выполнения Работ.
До принятия решения об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке, Заказчик, в письме от 16.02.2024, направленного на адрес официальной почты Подрядчика, указанной в Контракте, сообщил Подрядчику об обнаруженных недостатках выполненных Работ.
19.02.2024 это письмо было направлено повторно на личную почту главного инженера, по его просьбе.
Ответа на письмо Заказчика от Подрядчика получено не было.
В задание на проектировании раздел п.29 указан перечень ИОГВ, с которыми Подрядчик должен согласовать проектную документацию, как с ресурсоснабжающей организацией или надзорно-контролирующим органом.
Таким образом, требования, представленные в задании на проектирование разработанные "Службой заказчика администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга", являются актуальными.
По состоянию на 11.03.2024 Работы Подрядчиком не выполнены, обязательства по Контракту не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
ООО ГК "Семь Вершин" подготовило проектную документацию, предусмотренную Заданием на проектирование в полном объеме в соответствующими требованиями по разделам. И направило указанную документацию Заказчику для согласования в итоговом варианте, Заказчик предварительно её согласовал, но попросил направить в СПб ГБУ "Служба Заказчика" для дополнительного согласования.
Согласно п. 5.3. для проверки предоставленных Подрядчиком результатов выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов выполненных Работ, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами (с участием ответственного представителя СПб ГБУ "Служба заказчика") или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
В соответствии с п. 29 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Контракту) у ООО ГК "Семь Вершин" есть обязанность согласовать подготовленную им проектную документацию со следующими организациями:
1. КГА
2. МЧС России
3. ГМЦ
4. ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в СПб"
5. КУГИ
6. АО Петербургская сбытовая компания (ПСК)
7. ПАО "Россети Ленэнерго"
8. Теплосеть
9. Водоканал.
Документация была направлена в указанные организации, что подтверждается перепиской с указанными органами и организациями.
Однако 11.03.2024 Заказчиком было размещено уведомление о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения в связи с нарушением сроков выполнения Работ.
При этом Заказчик не привел доказательств нарушения срока, установленного для выполнения Работ. Заказчик принимал исполнение Подрядчика на всех стадиях согласования проектной документации, предлагал внести доработки в проектную документацию, получал информацию о том, что проектная документация находится на согласовании.
ООО ГК "Семь Вершин" считает, что таким образом Заказчик фактически согласился на продление сроков исполнения Контракта до момента получения всех необходимых согласований.
Согласно п. 8.10. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Пунктом 8.11. Контракта определено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
а) Подрядчик и (или) поставляемый Товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона) и (или) поставляемому Товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 8.12. Контракта в случае нарушения Подрядчиком Предусмотренных Контрактом обязательств у Заказчика есть право, а не обязанность отказаться от Контракта.
В действия ООО ГК "Семь Вершин" отсутствуют признаки, указанные в п. 8.11. Контракта, которые обязывают Заказчика отказаться от исполнения Контакта.
При этом, представитель Подрядчика отмечает, что фактически выполнены Работы, предусмотренные Контактом, подготовил и согласовал проектную документацию с Заказчиком, а также направил ее на согласования в соответствующие органы и организации.
ООО ГК "Семь Веригин" не отказывается от необходимых доработок, которые следует внести в проектную документацию.
Структурированный документ о приемке, предусмотренный п. 5.1. Контакта ООО ГК "Семь Вершин" создать и разместить в единой информационной системе в сфере закупок не может до момента получения всех необходимых согласований.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что 30.01.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, однако данное решение Заказчиком было отменено 06.02.2024, поскольку Подрядчиком были предоставлены документы, подтверждающие передачу проектных материалов, на согласование в, заявленные в Контракте, организации.
Вместе с тем, Заказчиком 19.02.2024 направлялись замечания на результат выполненных Работ в адрес Подрядчика, при этом, ответа на данные замечания Заказчиком получены не были, а также не были предоставлены Комиссии УФАС подтверждения устранения, установленных замечаний Заказчика.
Кроме того, как следует из п. 5.1 Контракта, конечным результатом работ должна являться полностью разработанная проектно-сметная документация, надлежащим образом согласованная в установленном порядке.
Вместе с тем, как следует из хронологии исполнения государственного контракта, подготовленный Участником вариант проектно-сметной документации не был принят Заказчиком и направлены замечания в адрес Подрядчика. Кроме того, по состоянию на 11.03.2024 отсутствовали согласования с организациями, указанными в п. 29 Задания на проектирование (Приложение N 2 к Контракту).
Таким образом, Комиссия УФАС констатирует, что материалы, представленные Участником Заказчику не имеют для него потребительской ценности и не могли быть приняты и оплачены в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае Участник допустил существенное нарушение сроков исполнения работ по Контракту, а также не представил конечный результат Работ. Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки. Указанная позиция Комиссии УФАС согласуется с позицией Арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в Постановлении по делу А56-103511/2022 от 31.10.2023.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник не исполнил свои обязательства, предусмотренные Контрактом, ни в установленный Контрактом срок, ни на дату принятия Заказчиком Решения, также Участник не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, в десятидневный срок согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН" (125047, Г.МОСКВА, ВН.ТЕР.Г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТВЕРСКОЙ, ПЕР 4-Й ЛЕСНОЙ, Д. 4), ИНН: 7743352421, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Ошаров Кирилл Викторович, ИНН: 190113125804; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.03.24 |
26.03.24 |
26.03.24 |
0 |
26.03.24 |
02.04.24 |
01.04.24 |
0 |
04.04.24 |
03.04.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2024 г. N РНП-78-525/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024