Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Детский городской многопрофильный клинический специализированный центр высоких медицинских технологий" (далее - Заказчик):
ООО "АЛМАЗ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7783-ЭП/24 от 26.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку пакетов для медицинских отходов класса Б (извещение N 0372200048023000621),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.09.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку пакетов для медицинских отходов класса Б (извещение N 0372200048023000621) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 341 480,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.09.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АЛМАЗ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АЛМАЗ" заключен государственный контракт N 0372200048023000621 от 25.09.2023 (далее - Контракт) на сумму 83 662,60 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 3.4.10, 12.6 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АЛМАЗ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку пакетов для медицинских отходов класса Б (далее - Товар) по заявкам Заказчика.
09.02.2024 по товарной накладной N 7523 Участником был поставлен Товар, который не был принят Заказчиком ввиду несоответствия поставленного Товара условиям Контракта, а именно: плотность пакетов и их габариты не соответствовали требованиям технического задания.
Недостатки Товара отражены в мотивированных отказах от подписания документа о приемке от 13.02.2024 и от 27.02.2024. При этом Заказчик потребовал в срок до 20.02.2024,05.03.2024 и 12.03.2024 соответственно, заменить Товар ненадлежащего качества Товаром, соответствующим требования Контракта.
Однако по состоянию на 13.03.2024 требование Заказчика не было исполнено Участником, Товар надлежащего качества не поставлен.
В соответствии со ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки допускается в случае существенного нарушения договора одной из сторон; при этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не были устранены в приемлемый для Заказчика срок.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 450, 523 ГК РФ, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
13.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АЛМАЗ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что с решением Заказчика ООО "АЛМАЗ" не согласно. Заблаговременно до момента поступления заявки Заказчика ООО "АЛМАЗ" согласовало закупку Товара у производителя с техническими характеристиками Товара, полностью соответствующего требованиям государственного Контракта.
Участником была получена заявка Заказчика на общую сумму 7 460,00 рублей. По указанной заявке Участник совершил отгрузку Товара, что подтверждается:
- УПД N 7523 от 08.02.2024 на сумму 7 460,00 рублей;
-УПД N 7523 от 22.02.2024 на сумму 7 460,00 рублей;
- УПД N 7523 от 29.02.2024 на сумму 7 460,00 рублей.
Однако Заказчик не принял Товар и предоставил мотивированные отказы (исх. N 144 от 13.02.2024, от 27.02.2024, претензия исх. N 216 от 06.03.2024) с указанием выявленных нарушении в части предоставления технических характеристик, требуемых к поставке, а именно: о том, что согласно условиям Контракта ширина пакета (позиция 1) составляет - 500 мм, высота - 600 мм; габариты поставленных пакетов составляют: ширина - 490 мм, высота - 590 мм. По позиции N 2 техническим заданием к Контракту предусмотрена плотность пакета - 20 микрон, ширина - 700 мм, высота - 800 мм.; поставленный Товар имеет плотность - 12 микрон, габариты составляют: ширина - 690 мм, высота - 800 мм.
Повторная поставка товара в адрес Заказчика не была осуществлена, так как Участник не был согласен с отказом Заказчика в принятии поставленного Товара. Участник информационными письмами (исх. N 7:43 от 29.02.2024, исх. N 7:43 от 07.03.2024, б\н от 26.03.2024) неоднократно доводил до сведения Заказчика следующее:
1. Плотность каждой стенки пакета составляет - 10 микрон, соответственно плотность изделия (пакета) - 20 микрон. Таким образом, поставленные пакеты по заявке полностью соответствуют техническому заданию и условиям Контракта. В техническом задании указано, что плотность должна быть не менее 20 микрон, однако не указано, что 20 микрон - это толщина 1 стенки.
Согласно ГОСТ 6507-90 измерение микрометром осуществляется определенным алгоритмом и микрометр должен быть изготовлен с соблюдением определенных критериев и требований к данному виду изделия. Так же при измерении у любого измерительного прибора имеется погрешность измерения.
2. Толщина одного изделия измеряется путем определения общей толщины двух стенок изделия при помощи микрометра, толщина измерения в мкм., в связи с чем толщина материала, из которого изготовлено изделие, считается по 2 стенкам.
3. В соответствии с ГОСТ 10354-82 (ЛИСТ ГОСТ стр. 3) Группа Л27 1. МАРКИ и РАЗМЕРЫ 1.1-1.4 допускается отклонение по длине, ширине и плотности: предельное отклонение по ширине и длине пакета +\- 10%. Предельное отклонение по номинальной толщине пакета +\- 20%. Предельное отклонение массы пакета +/- 20%.
4. Позиция ООО "АЛМАЗ" так же подкреплена Паспортом качества на продукцию "Пакеты полиэтиленовые для сбора и утилизации медицинских отходов классов А, Б, В, Г".
Кроме того, на заседание Комиссии УФАС было представлено письмо производителя исх. N 49 от 01.04.2024, в котором сообщается о том, что под определением плотности пакета подразумевается сумма толщин стенок пакета.
Таким образом, Участник имел намерения исполнить свои обязательства, поставив Товар, предусмотренный п. 1.1 Контракта, в полном объеме.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АЛМАЗ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "АЛМАЗ" не только не уклонялось от исполнения Контракта, но и приложило все возможные усилия, чтобы поставить Товар в полном объеме.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "АЛМАЗ" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "АЛМАЗ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АЛМАЗ" (ИНН: 2367028935), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2024 г. N РНП-78-531/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024