Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Детская инфекционная больница N3" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС;
при участии представителей ООО "БРАНД-МАСТЕР" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7779-ЭП/24 от 26.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердаков СПб ГБУЗ "ДИБ N3" по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 77/17, лит. А, Б, В, Ж, Л, М (извещение N 0372200082723000200),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.10.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердаков СПб ГБУЗ "ДИБ N3" по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 77/17, лит. А, Б, В, Ж, Л, М (извещение N 0372200082723000200) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 713 387,25 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.10.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "БРАНД-МАСТЕР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "БРАНД-МАСТЕР" заключен государственный контракт N 200-23 от 01.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 93 866,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 11.7, 11.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "БРАНД-МАСТЕР".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по обработке огнезащитным составом деревянных конструкций чердаков СПб ГБУЗ "ДИБ N3" по адресу: г. Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., 77/17, лит. А, Б, В, Ж, Л, М (далее - Работы) в срок с даты подписания Контракта до 30.11 2023 (п. 2.1 Контракта).
Датой приемки выполненных, работ Подрядчиком обязательств по настоящему Контракту считается дата подписания Сторонами Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 (п.2.2 Контракта).
В соответствии с п.п. 5.1, 5.2 Контракта по факту приемки выполненных работ Подрядчик и Заказчик подписывают документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок. Приемка работ осуществляется Заказчиком с представителем организации, осуществляющей технический надзор - СПб ГБУ "Стройкомплект", в рамках заключенного договора N 025-23/00 от 14.03.2023.
Подрядчик за 5 (пять) рабочих дней до окончания работ уведомляет в письменной форме Заказчика о готовности передать результат выполненной работы. В течение 5 (пяти) рабочих дней по окончании работ, Подрядчик представляет Заказчику акт о приемке выполненных работ по форме КС-2, а также справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, товарно-транспортные накладные, акты приема-передачи товара, сертификаты/декларации соответствия на устройства, комплектующие, расходные материалы, используемые Подрядчиком при выполнении Работ, и иные необходимые документы, удостоверяющие их качество и формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок документ о приемке, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке
Однако по состоянию на 12.03.2024 Подрядчиком не предоставлены документы в соответствии с п.п. 5.2, 5.3 Контракта, подтверждающие результат выполненных Работ.
Таким образом, со стороны Подрядчика имеет место нарушение сроков предоставления документов, подтверждающих результат выполненных Работ согласно п.п. 5.2, 5.3 Контракта.
В адрес Подрядчика было направлено требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) N 240 от 05.03.2024 с требованиями произвести оплату начисленной неустойки (штрафов, пеней) до 07.03.2024.
Установленный факт является нарушением условий Контракта, влияющим на исполнение Контракта.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, на основании п. 10.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 450 ГК РФ Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "БРАНД-МАСТЕР" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств.
08.11.2023 Подрядчик приступил к выполнению Работ. В адрес Заказчика направлено письмо исх. N 38 "о допуске на объект". Однако в ходе исполнения Контракта Подрядчику стало известно обстоятельство необходимости фактического уменьшения объема требуемых к проведению Работ, так как часть Работ была проведена ранее.
В этой связи сторонами Контракта было достигнуто соглашение о фактическом изменении (уменьшении) объема Работ, как следствие и изменение итоговой стоимости Контракта. Фактом, подтверждающим намерения сторон Контракта в корректировке объемов, необходимых к выполнению Работ, является представленная на заседание Комиссии УФАС переписка сторон, а также отсутствие претензий со стороны Заказчика о несоответствии выполненного Подрядчиком объема Работ.
Напротив, Заказчик, а также технический надзор (привлеченная Заказчиком организация СПб ГБУ "Стройкомплект", выполняющая функции контроля за соблюдением объемов, качества и технологии производства работ) в служебной переписке подтверждают, что Работы по Контракту исполнены в полном объеме, в том числе с некоторыми замечаниями.
Подрядчиком был выполнен фактически необходимый и обговоренный с Заказчиком объем Работ. Факт выполнения Работ подтверждается фото и видео фиксацией выполнения Работ, перепиской с Заказчиком и строительным контролем, приобретением материалов, проведением лабораторных исследований образцов материалов, взятых с объекта и т.д.
При проведении всего комплекса необходимых мероприятий со стороны Заказчика в адрес Подрядчика не поступало ни одной жалобы или претензии. Недовольства к качеству и объему выполненных Работ Заказчиком не озвучивалось.
Вместе с тем Заказчиком не внесены изменения в ЕИС, дополнительное соглашение не подписано. Так как инициатором изменения объемов Работ выступал Заказчик, в соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о контрактной системе все внесенные изменения в условия договора, Заказчик публикует сведения в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты внесения таких изменений.
Подрядчик неоднократно пытался загрузить закрывающие документы в ЕИС. 21.02.2024 Подрядчик предпринял очередную попытку размещения закрывающих документов (Актов выполненных работ, фактических счетов) в ЕИС. При этом, Подрядчиком было обнаружено, что разместить закрывающие документы невозможно, так как в ЕИС не внесены изменения на уменьшение объема контракта (на портале отображается первоначальный объем).
21.02.2024 незамедлительно в адрес Заказчика было направлено пояснительное письмо с просьбой подписания дополнительного соглашения об изменении, согласованного сторонами объема выполняемых Работ, как следствии изменения цены Контракта. Данное письмо было оставлено без должного внимания Заказчиком и без ответа.
29.02.2024 Подрядчиком направлено повторное письмо с просьбой уделить особое внимание скорейшему подписанию дополнительного соглашения об изменении объемов и итоговой стоимости Контракта. Так же Подрядчиком было оговорено, что из-за сложившейся ситуации он не может подгрузить (разместить) необходимую для закрытия выполненного Контракта, информацию в ЕИС. Письмо так же осталось Заказчиком без ответа.
05.03.2024 Подрядчик обнаружил Требование об уплате неустоек и штрафа N 240, размещенное стороной Заказчика в ЕИС.
В подтверждение своей добросовестности Подрядчик оплатил выставленное требование в полном объеме. До момента выставления требования об уплате неустоек и штрафа N 240, писем или претензий со стороны Заказчика в адрес Подрядчика не поступало.
Заказчик не производил претензионную работу, разместив решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, данные действия Заказчика нарушают процедуру по досудебному урегулированию спора, а также нарушают п. 10.3, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7, 10.8, 10.9, 10.10 Контракта, так как сторонам необходимо принимать предусмотренные указанными выше пунктами меры по досудебному урегулированию спора, путем направления претензии одной стороной другой стороне.
21.03.2024 Подрядчиком направлено Заказчику возражение на односторонний отказ от исполнения контракта, с пояснением о невозможности согласно п.п. 5.2. и 5.3 Контракта направить необходимый пакет документации с требованием незамедлительно внести согласованные изменения, скорректировать итоговый объем и сумму в единой информационной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "БРАНД-МАСТЕР" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "БРАНД-МАСТЕР" не только не уклонялось от исполнения Контракта, но и приложило все возможные усилия, чтобы его исполнить.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "БРАНД-МАСТЕР" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "БРАНД-МАСТЕР" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БРАНД-МАСТЕР" (ИНН: 2905006813), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2024 г. N РНП-78-527/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024