Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБПОУ Педагогический колледж N1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "СФЕРА" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7780-ЭП/24 от 26.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку, сборку и установку стеллажей библиотечных для нужд ГБПОУ Некрасовский педколледж N1 по адресу: Санкт-Петербург, пр-т Костромской, д. 46 (извещение N 0372200037023000053),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку, сборку и установку стеллажей библиотечных для нужд ГБПОУ Некрасовский педколледж N1 по адресу: Санкт-Петербург, пр-т Костромской, д. 46 (извещение N 0372200037023000053) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 009 892,51 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СФЕРА".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СФЕРА" заключен государственный контракт N 0372200037023000053 от 28.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 1 009 892,51 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 9.10, 9.11, 9.12 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СФЕРА".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку сборку и установку стеллажей библиотечных для нужд ГБПОУ Некрасовский педколледж N1 по адресу: Санкт-Петербург, пр-т Костромской, д. 46 (далее - Товар) в срок до 15.12.2023 (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту).
Однако своих обязанностей Поставщик не исполнил. Неисполнение (ненадлежащее исполнение обязательств) Поставщика выразилось в несоответствии поставленного Товара требованиям Спецификации (Приложение N 1 Контракта).
Заказчиком в адрес Поставщика было направлено Заключение о наличии нарушений условий Контракта от 02.01.2024 (далее - Заключение).
Согласно п. 4.1.3 Контракта Поставщик обязан обеспечить за свой счет устранение выявленных нарушений при несоответствии поставленного Товара условиям настоящего Контракта или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Однако по состоянию на 14.03.2024 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта, также замечания, указанные Заказчиком в Заключении, не были устранены, тем самым Поставщик нарушил п. 4.1.3 Контракта.
Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.03.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "СФЕРА" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "СФЕРА" не имело каких-либо намерений уклонится от исполнения Контракта, а наоборот предприняло все возможные действия для исполнения обязательств по Контракту в полном объёме, что подтверждается следующими доводами.
02.01.2024 Поставщик осуществил поставку Товара Заказчику в полном объеме. В этот же день Заказчик произвел осмотр Товара и составил в одностороннем порядке Заключение о выявленных несоответствиях поставленного Товара.
08.02.2024 Поставщик направил Заказчику письмо исх. N 08/02-002 от 08.02.2024 о проведении приемки Товара с участием представителя Поставщика.
08.02.2024 представителю Поставщика, осуществляющему работы по сборке и монтажу мебели, в 15:30 запретили далее продолжать вышеуказанные работы и попросили удалиться с территории Заказчика.
08.02.2024 Поставщик направил Заказчику письмо исх. N 08/02-003 от 08.02.2024 о нарушении условий исполнения Контракта с требованием допустить сборщика Товара на территорию Заказчика и нечинении препятствий по сборке и монтажу мебели, для дальнейшей приемки Товара с участием Поставщика.
13.02.2024 Заказчик и Поставщик произвели осмотр Товара и составили Акт комиссионного осмотра. Поставщик не согласился с выводами Заказчика о том, что несоответствия препятствуют приемке Товара и сделал отметку в акте о том, что не соответствия не препятствуют приемке Товара и Товар на момент приемки не собран в полном объеме.
12.03.2024 Поставщик в адрес Заказчика направил письмо исх. N 12/03-001 от 12.03.2024 о согласовании эскизов, предложив поставку мебели с улучшенными техническими характеристиками Товара.
Однако 14.03.2024 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
21.03.2024 Заказчик направил письмо исх. N 618/01-24 в ответ на письмо Поставщика исх. N 12/03-001 от 12.03.2024 об отказе в согласовании эскизов.
Таким образом, по мнению представителя Участника, представленные выше сведения подтверждают, что ООО "СФЕРА" имело реальное намерение исполнить Контракт, располагая требуемыми ресурсами для его исполнения.
Вместе с тем представитель Участника считает, что сам факт не урегулирования Заказчиком технических характеристик при приемке Товара, отказ Заказчика от согласования эскизов Товара и поставки Товара с улучшенными характеристиками Товара, сам по себе не является самостоятельным и безусловным основанием для вывода о недобросовестности исполнителя государственного контракта и его умышленном уклонении от исполнения государственного контракта, о совершении действий, направленных на отказ от его исполнения в установленном объеме в установленные сроки.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СФЕРА" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме.
Комиссией УФАС было установлено, что согласно Заключению Заказчика Участником был поставлен Товар, характеристики которого не соответствовали характеристикам, указанным в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту). Таким образом, Участник нарушил условия Контракта.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
На основании представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС пришла к выводу, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, однако не исполнил условия Контракта и не предпринял меры по устранению нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Кроме того, Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документы, подтверждающие невозможность поставки Товара в соответствии с условиями Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "СФЕРА" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СФЕРА", ИНН: 4715034012; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Кириллова Мария Александровна, ИНН: 532204937750, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СФЕРА" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
26.03.24 |
28.03.24 |
26.03.24 |
0 |
26.03.24 |
02.04.24 |
01.04.24 |
0 |
04.04.24 |
04.04.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2024 г. N РНП-78-528/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024