Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ ДО СШОР по хоккею "Динамо-юниор" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "АНТАРЕС" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 7913-ЭП/24 от 27.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по общей уборке зданий, мытью окон и фасада зданий в 2024 году (извещение N 0372200006423000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по общей уборке зданий, мытью окон и фасада зданий в 2024 году (извещение N 0372200006423000020) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 716 190,49 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 11.12.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АНТАРЕС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АНТАРЕС" заключен государственный контракт N 02/24 от 22.12.2023 на сумму 5 224 247,88 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АНТАРЕС".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по общей уборке зданий, мытью окон и фасада зданий в 2024 году (далее - Услуги).
Согласно пункту 4.1. Контракта Исполнитель обязан:
- перед началом оказания услуг предоставить список персонала, который будет оказывать услуги на объектах (с паспортными данными и разрешениями на работу). В случае изменения сведений в представленном списке персонала не позднее одного рабочего дня с момента такого изменения письменно информировать Заказчика о таких изменениях (п. 4.1.7 Контракта);
- в течение 5 (Пяти) рабочих дней со дня заключения Контракта в места по указанию Заказчика развесить ведомости оказываемых Услуг. Форма ведомости согласовывается с Заказчиком (п. 4.1.8 Контракта);
- заполнять ведомости оказанных Услуг после каждой уборки (п. 4.1.9 Контракта);
- оказывать услуги по Контракту с привлечением квалифицированного персонала и действующей разрешительной документации, предусмотренной требованиями законодательства РФ и настоящим Контрактом. В случае приостановления действия, необходимости внесения изменений в разрешительную документацию своевременно обратиться в уполномоченные на выдачу, возобновление, переоформление соответствующей разрешительной документации органы и организации с обязательным письменным уведомлением Заказчика. Выданная уполномоченным органом и/или организацией Исполнителю разрешительная документация, предоставляется Исполнителем Заказчику не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента её получения (подпункт 4.1.16 Контракта);
- привлекать к оказанию услуг на территории Заказчика лиц, имеющих гражданство РФ и/или лиц, имеющих официальное разрешение на работу на территории РФ, а также не имеющих ограничений, установленных законодательством РФ и состоящих в официальных трудовых (гражданско-правовых) отношениях с Исполнителем (п. 4.1.17. Контракта).
Кроме того, согласно Описанию объекта закупки, являющегося Приложением N1 к Контракту, на объекте расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Фаворского 7, стр.1, на постоянной основе (единовременно) на объекте должны находиться 4 человека, один из которых должен являться старшим смены (абз. 2 п.3.2 Описания объекта закупки), также на объекте расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Бутлерова, д. 36, лит. А, на постоянной основе (единовременно) на объекте должны находиться 5 человек, один из которых должен являться старшим смены (абз. 2 п. 5.2. Описания объекта закупки).
Руководствуясь п. 3.4 Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) перед началом оказания услуг Исполнитель обязан предоставить список персонала, который будет оказывать услуги на объекте (с паспортными данными и разрешениями на работу), за подписью генерального директора и печатью. В случае изменения сведений в представленном Исполнителем списке персонала Исполнитель обязан не позднее одного рабочего дня с момента такого изменения письменно информировать Заказчика о таких изменениях.
В соответствии с пунктом 3.5. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) персонал Исполнителя, оказывающий услуги должен иметь:
- личные медицинские книжки с медицинскими осмотрами и гигиенической аттестацией, в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 г. N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте"; с Приказом Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 "Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры";
- справку об отсутствии судимости за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности в соответствии со статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Персонал Исполнителя, оказывающий услуги, должен иметь профессиональное образование и/или профессиональную подготовку (переподготовку, дополнительное профессиональное образование) или опыт практической работы в соответствии с занимаемой должностью по профессиональному стандарту "Работник профессиональной уборки", утвержденного Приказом Минтруда России от 21.04.2022 N 232н. (п. 3.6. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту)).
В течение 5 рабочих дней со дня заключения Контракта Исполнитель в места по указанию Заказчика развешивает ведомость выполненных объемов работ. Форма ведомости согласовывается с Заказчиком. Ведомость заполняется после каждой уборки (п. 3.7. Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту)).
В период с 15.01.2024 по 19.01.2024 комиссией Заказчика была инициирована проверка на соответствие условиям заключенного Контракта, созданной приказом N4 "О создании комиссии для проверки хода оказания услуг по Контракту N02/24 от 22.12.2023", по результатам которого были составлены акты о выявленных несоответствиях от 15.01.2024 и 19.01.2024.
15.01.2024 Исполнителем был направлен список работников Исполнителя в общем количестве 7 человек, привлеченных для оказания Услуг по Контракту.
22.01.2024 Заказчик направил в адрес Исполнителя претензию (исх. от 22.01.2024 N49), с требованием об устранении выявленных недостатков в срок до 26.01.2024.
В связи с выполнением требований не в полном объеме, которые были заявлены Заказчиком ранее, 30.01.2024 была направлена очередная претензия (исх. от 30.01.2024 N 72), посредством размещения в единой информационной системе, с повторным требованием об устранении выявленных недостатков и уплаты штрафа.
12.02.2024 от ООО "АНТАРЕС" Заказчику был предоставлен ответ (исх. от 12.02.2024 N12/02) на претензию от 22.01.2024 N49, с предоставлением графиков уборки на февраль 2024 и документов на работников Исполнителя.
06.03.2024 от Исполнителя в адрес Заказчика поступила выписка из протокола N 104329 от 04.03.2024 заседания квалификационной комиссии по проверке знаний работников по программе: "Работник профессиональной уборки", со свидетельствами на 6 работников Исполнителя.
13.03.2024 комиссией Заказчика было организована проверка (приказ N 165 от 05.03.2024), с привлечением представителя ООО "АНТАРЕС", по итогу которой был составлен акт о выявленных несоответствиях, в котором также зафиксированы несоответствия требованиями Контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.03.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
13.03.2024 комиссией Заказчика было организована очередная проверка, с привлечением представителя ООО "АНТАРЕС", по итогу которой был составлен акт о выявленных несоответствиях, в котором также зафиксированы несоответствия требованиями Контракта.
Исполнитель надлежащим образом выполнял условия Контракта с момента его заключения.
22.01.2024 Исполнителем была получена Претензия N 49 Заказчика.
В ответ на вышеуказанную Претензию Исполнителем был предоставлен ответ, в которой указано, что 15.01.2024 список сотрудников был направлен на электронную почту Заказчика.
16.01.2024 Исполнителем был направлен в адрес Заказчика обновленный список сотрудников Исполнителя со скан-копиями паспортов всех сотрудников и медицинской книжкой.
29.01.2024 Исполнителем были направлены остальные копии медицинских книжек персонала в адрес Заказчика.
Обращаем внимание, что справка об отсутствии судимости одного сотрудника Исполнителя была направлена в адрес Заказчика по электронной почте 08.02.2024.
По вопросу предоставления документов об образовании Исполнитель в вышеуказанном Ответе на Претензию пояснил Заказчику, что сотрудники проходят обучение/повышение квалификации по профессиональному стандарту "Работник профессиональной уборки", утвержденный Приказом Министерства Труда России от 21.04.2022 N 232н.
Также Исполнитель уведомил Заказчика, что у всех сотрудников Исполнителя, которые выполняют работу по условиям Контракта, имеется достаточный опыт, что подтверждается отсутствием замечаний Заказчика по качеству оказанных услуг по уборке.
01.02.2024 Исполнитель был опубликован Документ о приемке N 240106 работ, выполненных за январь 2024 года.
09.02.2024 Заказчиком был подписан вышеуказанный Документ о приемке.
09.02.2024 Заказчиком был опубликован в ответ на вышеуказанный Документ о приемке Экспертное заключение по исполнению Контракта, согласно которому все выполненные работы Исполнителем соответствовали условиям Контракта.
29.02.2024 Исполнителем был опубликован Документ о приемке N 240207.
21.03.2024 Заказчиком был подписан вышеуказанный Документ о приемке.
При этом, представитель Участника отмечает, что, несмотря на меньший количественный состав сотрудников, выполняющих работы по условиям Контракта, у Заказчика отсутствуют замечания относительно самого предмета Контракта, а именно уборке объектов.
Также, Заказчиком фактически были приняты и оплачены выполненные работы в полном объеме, что подтверждается скриншотом электронных документов о приемке работ.
Согласно Акту от 13.03.2024 указано, что в день проверки выявлены следующие недостатки в уборке на объекте по ул. Бутлерова, д. 36, лит. А:
- пыль на скамейках в раздевальных помещениях N 128 и N 104;
- пыль на радиаторах в тренажерном зале;
- не произведена дезинфекция и протирка инвентаря на момент проведения осмотра;
- пыль не диспенсерах в раздевальных помещениях N 69 и N 78.
Представитель Участника отмечает, что вышеуказанные замечания были устранены Исполнителем.
Сотрудники Исполнителя убрали пыль и сразу же провели дезинфекцию.
В соответствие с п. 6 Приложения N 2 предусмотрены: основная уборка коридоров и тамбуров входной группы (пом. NN 1,3, части пом. 1ЛК; пом. NN 1,2,3, части пом. 5-ЛК), (запасной вход N1,2,3 части помещений ЗЛК, N 1, часть помещения 9-Н); основная уборка раздевалок (пом. NN 135, 128, 124, 116,112, части пом. 1-Н); основная уборка раздевалки с санузлом и душевой второй этаж (пом.N61, 62,63 - инвентарная), пом. N49 2 этаж (столовая); основная уборка помещения N58 (отсечка); основная уборка раздевалок (пом. NN 104, 72, 65, 33, 69, 78, 82, части пом. 1-Н); уборка спортзалов, зоны вокруг ледовой арены и т.д., каждая из которых включает в себя чистку напольного покрытия, плинтусов, очистку мусорных корзин, очистку дверей, дверных коробок, пополнение дозаторов и пр.
К вышеуказанным услугам замечаний у Заказчика не имеется.
Согласно Акту от 13.03.2024 указано, что в день проверки выявлены следующие недостатки уборки на объекте по ул. Фаворского 7, стр. 1:
- пыль между плинтусом и напольным покрытием в раздевалке 1.67, двери и стены заляпаны;
- потеки ржавчины на смесителях в душевой, в раздевалке 1.73 мусор за радиаторами; в раздевалке 1.79 грязь за радиаторами;
- не вывешена ведомость в туалете 1.80;
- в помещении инвентарной не производилась уборка с 01.02.2024 по 13.03.2024 года;
- не произведена чистка напольного покрытия вокруг арены с помощью пылесоса;
- в зале хореографии локально загрязнены стены, на радиаторах и оконных рамах пыль;
- не произведена влажная уборка и дезинфекция спортивного инвентаря (велотренажеров).
Данные нарушения были устранены Исполнителем. При этом замечаний к уборке иных помещений и объектов Заказчиком не предъявлено.
Таким образом, недостатки Услуг, выявленные 13.03.2024 устранены Исполнителем.
Согласно заключению комиссии по результатам составления вышеуказанного Акта, комиссия заключила, что Исполнитель нарушает условия Контракта, а именно в связи с нахождением на объекте меньшего количества сотрудников.
Учитывая, что у Заказчика отсутствуют замечания к качеству оказания услуг в целом, тот количественный состав сотрудников, который определен Исполнителем, качественно и в полном объеме выполняет работы по условиям Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АНТАРЕС" реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, на заседании Комиссии УФАС было установлено, что Заказчиком были приняты Услуги, выполненные Исполнителем, на сумму 816 093,60 рублей.
При этом, к выполненным Услугам у Заказчика претензий не имелось, Услуги были приняты в полном объеме.
Помимо этого, замечания, установленные Заказчиком, Исполнителем устранялись.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "АНТАРЕС" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "АНТАРЕС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АНТАРЕС" (ИНН: 7811720034), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 апреля 2024 г. N РНП-78-534/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024