Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
с участием представителей:
СПб ГБУ "Подростково-молодежный центр "Лигово" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Шкуратов А.С. (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7810-ЭП/24 от 26.03.2024) на действия СПб ГБУ "Подростково-молодежный центр "Лигово" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку оборудования для оснащения зала для нужд СПб ГБУ "Подростково-молодежный центр "Лигово" в 2024 году (Лот 7) (извещение N 0372200008524000030) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 19.03.2024 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200008524000030.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 627 415,89 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Анализ вышеуказанного Приложения к Техническому заданию показал, что Заказчиком установлены, в том числе, требования в отношении товарной позиции Комплект капитальных металлоконструкций и вспомогательныхизделий тип 1, код ОКПД 2 - 25.11.23.120.
Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд содержит позицию 27.33.13.110-00000004 "Розетка штепсельная бытового назначения", которая соответствует вышеуказанной товарной позиции.
Состав комплекта: Металлический конструктив тип 1 - 2 шт, Металлический конструктив тип 2 - 1 шт, Устройство отображения визуальной информации тип 1 - 5шт, Стойка тип 1 - 5шт, Металлическая аппаратная стойка тип 1 - 1шт.
Так Заявитель в жалобе сообщает, в том числе следующее:
Как следует из характеристик Устройства отображения визуальной информации, данный подкомплектный товар является по сути сенсорным монитором (или экраном, или планшетом, доподлинно неизвестно какой именно товар Заказчик завуалировал под названием "Устройство отображения визуальной информации") диагональю не менее 73 дюймов, со встроенной камерой и другими характеристиками прямо указывающими, что к поставке требуется именно экран, а не вспомогательное изделие для металлоконструкций.
При этом, в свободном доступе, в сети интернет, приобрести товар с соответствующим названием невозможно, т.к. их попросту нет.
Если обратиться к поисковикам, они так же выдают ссылки на экраны, мониторы и т.п.:
Также в комплекте поставки требуется Металлическая аппаратная стойка тип 1 - 1шт.
Из содержания описания данного товара следует, что металлическая аппаратная стойка по сути является Шкафом телекоммуникационным.
В частности, товар Шкаф телекоммуникационный включен в КТРУ 26.30.30.000-00000012 с датой обязательного применения 05.05.2023 г.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение Заказчиком Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, что, в свою очередь, нарушает ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить предложение в отношении объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами комиссии по осуществлению закупок.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В жалобе Заявитель сообщает, в том числе следующее:
- в показателе "Устройство отображения визуальной информации тип 1 Дополнительные возможности" "Встроенная камера 48Мп, микрофон, пульт ДУ, возможность установки встраиваемого ПК" - не понятно необходимо предоставить все значения или выбрать одно.
- также в этом показателе присутствует слово "возможность" (Встроенная камера 48Мп, микрофон, пульт ДУ, возможность установки встраиваемого ПК), которое, согласно п.1.1 инструкции не допускается указывать в заявке: "1.1. Если значения показателей предлагаемого к поставке товара, являющихся предметом контракта, сопровождается словами _ "возможно", "возможные", "возможный (-ные) вариант (-ы)", и т.п., участник закупки указывает конкретные (точные) значения показателей без слов "возможно", "возможные", "возможный (-ные) вариант (-ы)", и т.п., и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров. При наличии в описании характеристик товара в первой части заявки на участие в запросе котировок данных слов, показатель не является указанием конкретных показателей товара".
В инструкции содержится следующее:
"1.1. Если значения показателей предлагаемого к поставке товара, являющихся предметом контракта, сопровождается словами "или", "и/или", "требуется", "необходимо", _, и т.п., и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров. При наличии в описании характеристик товара в первой части заявки на участие в запросе котировок данных слов, показатель не является указанием конкретных показателей товара.
1.2. Если значения показателей предлагаемого к поставке товара, являющихся предметом контракта, сопровождается словами "не менее", "более", "не более", "менее", "не выше", "выше_ и иных слов и словосочетаний, не позволяющих определить точное значение характеристик товаров, за исключением случаев, указанных в пункте 2 инструкции, показатели не являются указанием конкретных показателей товара. При наличии в описании характеристик товара в первой части заявки на участие в запросе котировок данных слов, показатель не является указанием конкретных показателей товара".
В инструкции многократно (практически в каждом положении инструкции) содержится сочетание "и т.п.".
Участник, при заполнении заявки должен иметь однозначное и четкое понимание об уточняющих словах и символах, применяемых Заказчиком при описании объекта закупки. Наличие в инструкции "и т.п." не дает такого понимания, и может вводить участников в заблуждение. Поскольку при рассмотрении заявки Заказчик "и т.п." может трактовать в свою пользу.
В описании объекта закупки встречаются отсылки к неким товарам, или пунктам, о которых Участник на момент заполнения заявки не может иметь представления. Так, например,
Стойка тип 1 совместимость с Устройством отображения визуальной информации тип 3 |
Полная |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
О каком Устройстве отображения визуальной информации тип 3 в данном параметре идет речь - не понятно. К поставке требуется только Устройство отображения визуальной информации тип 1. Соответственно при заполнении заявки участник не может иметь представление с каким устройством должна быть полностью совместима стойка тип 1.
Металлическая аппаратная стойка тип 1 высота в условных единицах по стандарту п.4 |
Не менее 32 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Комиссия УФАС констатирует, что инструкция по заполнению составлена таким образом, что предлагаемые участником закупки характеристики могут субъективно трактоваться как участниками, так и комиссией по осуществлению закупок Заказчика, что подтверждается соответствующим протоколом.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки и описание объекта закупки не только не способствуют правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В части положения инструкции о диапазоне характеристик, Комиссия УФАС сообщает, что согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания довода жалобы обоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 23, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шкуратов А.С. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 15 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУ "Подростково-молодежный центр "Лигово"
ул. Чекистов, д. 28,
Санкт-Петербург, 198329
эл. почта: zakupkaligovo@mail.ru
АО "Сбербанк -АСТ"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: (495) 787-29-98
ИП Шкуратов А.С.
ул. Снежная, д. 4, кв. 60,
Москва, 129323
эл. почта: artemshk@ya.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1358/24
01.04.2024 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-1358/24 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБУ "Подростково-молодежный центр "Лигово", а также комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 15 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- отменить все протоколы, составленные в ходе проведения закупки N 0372200008524000030 (при их наличии);
- внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя его в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в закупке с номером извещения 0372200008524000030 в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения 0372200008524000030 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 05.05.2024.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк -АСТ":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 апреля 2024 г. N 44-1358/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024