Комиссия Управления Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления)
в отсутствие представителя Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик);
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью
"МОФ ГТК-Групп" (далее - Исполнитель, ООО "МОФ ГТК-Групп"),
надлежащим образом извещенных уведомлением N АК/653/24 от 22.03.2024, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации рассмотрение обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "МОФ ГТК-Групп", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России (далее - Управление) 21.03.2024 поступило обращение Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "МОФ ГТК-Групп" в связи с уклонением от подписания государственного контракта N 0179200001924000065 по разработке проекта "Расчистка русел рек Абазинка, Овечка в Прикубанском, Усть-Джегутинском муниципальных районах и в г. Черкесске, Карачаево-Черкесская Республика".
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный пп. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, пп. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч.ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Управления состоялось 27 марта 2024 дистанционно.
В ходе рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "МОФ ГТК-Групп" 27.03.2024 в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 15-м.00 ч. 28.03.2024.
Комиссия Управления в результате осуществления проверки факта уклонения ООО "МОФ ГТК-Групп" от заключения государственного контракта и проведения внеплановой проверки на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе установила следующее.
1) 21.02.2024 в 15:11 ч. Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 21.02.2024 N 0179200001924000065 (далее - закупка, открытый конкурс).
2) Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 000 000,00 рублей.
3) В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2024 заявка участника закупки с идентификационным номером N 4 признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки и Закона о контрактной системе.
На участие в открытом конкурсе было подано 4 заявки от участников закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в ст. 51 Закона о контрактной системе - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия Управления, оценив представленные Заказчиком и участником документы, заслушав пояснения представителя ООО "МОФ ГТК-Групп", пришла к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения Заказчиком проекта контракта должен подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить на электронной торговой площадке и в ЕИС.
В силу п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Исходя из п. 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Следовательно, регламентированной датой подписания ООО "МОФ ГТК-Групп" проекта контракта с предоставлением обеспечения исполнения контракта является 21.03.2024.
Согласно информации полученной из ЕИС, проект контракта был подписан Победителем закупки - ООО "МОФ ГТК-Групп", и направлен оператору электронной площадки в регламентированный срок, однако Контракт не был заключен, так как направленное ООО "МОФ ГТК-Групп" обеспечение исполнение контракта в виде независимой гарантии не соответствовало требованиям извещения о проведении закупки.
Заказчиком 21.03.2024 был составлен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта N ППУ20_1.
При этом, ООО "МОФ ГТК-Групп" после отклонения независимой гарантии, направил обеспечение исполнения контракта в размере 258 000,00 рублей, что подтверждается платежным поручением от 21.03.2024 N 99.
Однако, обеспечение исполнения контракта было направлено после размещения в ЕИС протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.03.2024 N ППУ20_1.
Комиссия Управления отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
На заседании Комиссии Управления представитель ООО "МОФ ГТК-Групп" пояснил, что Исполнитель был заинтересован в исполнении контракта, после публикации итогового протокола начал полноценную работу по подготовке к исполнению обязательств, был направлен подписанный проект государственного контракта в регламентированный срок, однако был отклонен из-за несоответствия независимой гарантии требованиям извещения о проведении закупки.
Таким образом, на основании вышеизложенного, Комиссия Управления считает, что, несмотря на нарушение ООО "МОФ ГТК-Групп" порядка заключения контракта, в действиях ООО "МОФ ГТК-Групп" отсутствовали намерения уклониться от заключения контракта по данной закупке, поскольку участник закупки осуществил действия, направленные на заключение контракта.
Комиссия Управления руководствуется ст. 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Таким образом, рассмотрев дело в своей совокупности и взаимосвязи, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик правомерно признал ООО "МОФ ГТК-Групп" уклонившимся, однако включение сведений об ООО "МОФ ГТК-Групп" в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом деле, не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) ООО "МОФ ГТК-Групп", с учетом того, что в его действиях усматривалось направленность на заключение контракта.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае, фактические обстоятельства дела в своей совокупности указывают на отсутствие неопровержимых оснований для включения сведений об ООО "МОФ ГТК-Групп" в реестр недобросовестных поставщиков соразмерных данной публично-правовой санкции.
Комиссия Управления, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "МОФ ГТК-Групп" (410005, Саратовская область, г. Саратов, ул. им Рахова В.Г., д. 261Б, ОГРН 1176451004267; ИНН 6454109352) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 28 марта 2024 г. N РНП 09-09 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - независимая гарантия - электронная торговая площадка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2024