Резолютивная часть решения оглашена 29.03.2024 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон N44-ФЗ) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДСТ-Волга" (далее - ООО "ДСТ-Волга", заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку универсальных фронтальных мини-погрузчиков с бортовым поворотом и навесным оборудованием (извещение N 0128300006024000062) в присутствии представителей заказчика и представителя заявителя.
28.03.2024 года в соответствии с частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 29.03.2024 года.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-193/2024 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
22.03.2024 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "ДСТ-Волга" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку универсальных фронтальных мини-погрузчиков с бортовым поворотом и навесным оборудованием (извещение N 0128300006024000062).
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении закупки в нарушение Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель считает извещение противоречащим законодательству о контрактной системе в сфере закупок ввиду установления в описании объекта закупки технических характеристик товара, ограничивающих количество потенциальных участников закупки.
По мнению заявителя, указанным заказчиком техническим требованиям к объекту закупки, согласно документации об электронном аукционе, соответствует только погрузчики производителя АО "КОВРОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД".
Данное обстоятельство влечет за собой необоснованное ограничение товаров, соответствующих требованиям закупки, и круга потенциальных участников закупки, что недопустимо в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
По существу жалобы представитель заказчика пояснил следующее.
Согласно ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Описание объекта закупки сформировано заказчиком таким образом, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками и довести до участников сведения о характеристиках требуемого товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а, с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки.
На основании изложенного представитель заказчика просит признать жалобу заявителя необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
18.03.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128300006024000062 о проведении электронного аукциона на поставку универсальных фронтальных мини-погрузчиков с бортовым поворотом и навесным оборудованием.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 866 000,00 руб.
Предметом закупки является gогрузчик ковшовый, код позиции КТРУ 28.92.20.000-00000020.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе:
1)описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Объектом закупки электронного аукциона является погрузчик ковшовый.
В разделе "Описание объекта закупки" извещения о проведении электронного аукциона заказчиком установлены требования к техническим функциональным (потребительским свойствам) товара, характеристикам товара, а также дополнительные характеристики закупаемого товара:
Наименование показателя Управления рабочими органами и ходом |
Требование по ТЗ Сервоуправление (ход, стрела, ковш) |
Управление джойстиками |
Cовместное: каждый джойстик совмещает в себе функции движения и управления рабочими органами |
Длина погрузчика (без ковша) |
>= 2870 |
Топливный бак |
>=80 < 90 |
Высота разгрузки ковша по нижней кромке |
>=3300 |
Комиссия приходит к выводу о том, что под требуемые характеристики, установленные заказчиком в описании объекта закупки, подходит товар только одного производителя: АО "КОВРОВСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД".
С целью получения дополнительных материалов для рассмотрения жалобы ,Комиссией была запрошена информация у заказчика относительно наличия на рынке минимум двух производителей товара, соответствующего требованиям извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно позиции ФАС России, изложенной в письме от 14.04.2015года N АК/18070/15 установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое подпадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Комиссия отмечает, что заказчик, осуществляющий закупку в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы и соответствует его потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
При этом включение в извещение о проведении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе в отсутствии обоснования специфики использования такого товара, является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДСТ-Волга" на положения извещения о проведении электронного аукциона на поставку универсальных фронтальных мини-погрузчиков с бортовым поворотом и навесным оборудованием (извещение N 0128300006024000062), обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
тел.8-4922-53-39-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 29 марта 2024 г. N 033/06/33-193/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024