Резолютивная часть оглашена
01.04.2024 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N5" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЕВРАЗ-ИНВЕСТ" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на поставку светильников для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N 5" (извещение N 0142200001323007592, начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 руб.) (далее - Закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
Между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N5" и ООО "ЕВРАЗ-ИНВЕСТ" (далее - Поставщик, Общество) заключен контракт от 24.03.2023 N 8/67 на поставку светильника светодиодного внутреннего освещения. Цена контракта - 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу (адресам) Самарская обл., г. Тольятти, б-р Здоровья, 25. Приемка товара осуществляется по рабочим дням с 08:00 час. до 15:00 час. (по местному времени). Разгрузка товара осуществляется средствами и/или силами Поставщика в помещения, указанные представителем Заказчика и в его присутствии. (далее - место поставки) и в срок Период поставки товара Поставщиком: с даты заключения контракта по 29 февраля 2024 г. в соответствии с условиями контракта. Срок исполнения контракта обеими сторонами: с даты заключения контракта по 31 марта 2024 г..
Поставщик не менее чем за 2 (два) дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара.
Перед началом единовременной поставки или перед поставкой первой партии поставки Заказчик вправе направить заявку на поставку образца товара, указанного в спецификации. Исполнение заявки Заказчика осуществляется поставщиком в срок, не превышающий 5 дней с даты получения такой заявки Поставщиков.
Поставка Товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика. Заявка на поставку Товара подается посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты до 25 числа текущего месяца в количестве, исходя из потребности Заказчика. Сроки поставки Товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
В техническом задании определены условия поставки товаров и порядок приема-передачи товара:
Поставка Товара Поставщиком осуществляется на основании заявки Заказчика. Заказчик направляет заявки в пределах срока поставки Товара, установленного в Техническом задании. При этом направление Заказчиком заявок за пределами срока, установленного Техническим заданием, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной заказчиком заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 2 (два) календарных дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока поставки Товара, установленного в Техническом задании.
Заказчик по согласованию с Поставщиком может внести изменения в заявку.
Транспортировка должна соответствовать стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации в зависимости от физических и физико-химических свойств (свет, влага, температурный режим). Тара должна обеспечивать сохранность Товара во время транспортировки и погрузочно-разгрузочных работ. Разгрузка товара и подъем его на склад Заказчика производится силами и (или) за счет Поставщика.
По требованию Заказчика Поставщик своими силами и за свой счет обязан осуществить монтаж (сборку) и наладку Товара (если данное условие применимо для такого вида Товара).
Пунктом 4.1.1. Контракта определено, что поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта в случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением Исполнителем или Заказчиком условий контракта такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, Исполнителя и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.
Согласно пункту 12.1 Контракта, Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 31.03.2024 (включительно). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Поставщика (при наличии таких обязательств).
В соответствии с пунктом 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
29.01.2024 посредством электронной почты на адрес указанный в контракте Заказчик направил Обществу заявку на поставку товара. Срок поставка товара истек 12.02.2024, в установленный срок товар Обществом не поставлен.
15.01.2024 Заказчик в единой информационной системе (далее - ЕИС) разметил претензию с требованием о немедленной поставке товара, либо об информировании Заказчика о причинах невозможности исполнения обязательств по контракту.
Ответ на претензию Заказчик не получил, товар Обществом не поставлен.
26.02.2024 Заказчик в ЕИС разместил претензию N 1181 с требованием о немедленной поставке товара, либо об информировании Заказчика о причинах невозможности исполнения обязательств по контракту.
Ответ на претензию Заказчик не получил, товар Обществом не поставлен.
В связи с тем, что ООО "ЕВРАЗ-ИНВЕСТ" не поставило товар, предусмотренный контрактом 13.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе 13.03.2024, вступило в силу 26.03.2024.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Антимонопольной службы установила, что на дату рассмотрения обращения Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком частично не выполнены. Сумма неисполненных обязательств составила 300 329, 60 рублей.
Доказательств совершения Участником действий, направленных на исполнение Контракта в полном объеме в подтверждение своей добросовестности, на заседании Комиссии не представлено.
Невозможность исполнения Контракта в полном объеме Участником на заседании комиссии также не подтверждена.
ООО пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в антимонопольный орган не представило.
В рассматриваемом случае Поставщиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Нарушен баланс частных и публичных интересов, поскольку неисполнение обязательств по контракту влечет негативные последствия для Заказчика по предоставлению медицинских услуг.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность Общества выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
Также, следует отметить, что на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено 16 записей о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЕВРАЗ-ИНВЕСТ".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Включить информацию об ООО "ЕВРАЗ-ИНВЕСТ" (ОГРН: 1146685040721, ИНН: 6685080598, КПП: 668501001; адрес регистрации юридического лица: 620075, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, д. 180, помещ. 1-6; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности: Борисове Егоре Анатольевиче (ИНН: 668605301845), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ООО "ЕВРАЗ-ИНВЕСТ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности общества Борисове Егоре Анатольевиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 3 апреля 2024 г. N РНП-63-83
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024