Резолютивная часть оглашена
03.04.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области (далее - Департамент, Заказчик) о включении сведений об ООО "БАЙКАЛ" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт Объекта (Объектов), указанных в техническом задании (Приложение N1) (извещение N 0142200001323006224, начальная (максимальная) цена контракта - 9 835 814,75 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Департамента о включении сведений об ООО "БАЙКАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
На основании Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2023 NИЭОК1 заключен контракт на капитальный ремонт Объекта (Объектов), указанных в техническом задании от 19.04.2023 N 2КР (далее - Контракт) между Департаментом и ООО "БАЙКАЛ".
Место выполнения работ: г. Самара, ул. С.Лазо, д.13.
Срок выполнения работ по Контракту: Начало работ: с даты передачи объекта Подрядчику. Окончание работ: не позднее 110 календарных дней с момента начала работ.
Цена Контракта составила 7 573 577 рублей 00 копеек, в том числе НДС 1 262 262 рубля 83 копейки.
Объект передан ООО "БАЙКАЛ" по актам от 30.05.2023 (помещение 10, тепловой узел) и от 13.06.2023. Таким образом, срок выполнения работ составлял 110 дней с момента передачи площадки (к 01.10.2023).
Актом приема-передачи объекта от 13.06.2023 представителю ООО "Байкал" был передан ключ, что зафиксировано в акте.
В связи с тем, что работы на объекте выполнялись настолько медленно, что окончание выполнения работ к установленному в контракте сроку стало невозможным, Департамент направил в ООО "БАЙКАЛ" письмо от 15.08.2023 о предоставлении информации о ходе выполнения работ (получено представителем ООО "БАЙКАЛ" 17.08.2023). Однако, на данное письмо ответа не последовало.
Департамент повторным письмом от 06.10.2023 обратился к ООО "БАЙКАЛ" о созыве совещания по вопросу просрочки выполнения работ, а также направил ООО "БАЙКАЛ" претензию от 06.10.2023 N ДУД-04-09/657исх об оплате штрафа на основании пункта 7.6 контракта в размере 5000 рублей. Штраф был оплачен ООО "БАЙКАЛ" лишь 29.12.2023.
Письмом от 10.10.2023 N 144 ООО "БАЙКАЛ" сообщало об окончании работ на объекте до 15.11.2023.
12.10.2023 состоялось совещание, на котором были определены сроки завершения работ на объекте, с участием директора ООО "БАЙКАЛ", представителя Департамента С.А.Романова и представителя смежной подрядной организации на объекте Д.В.Чижова. Согласно протоколу совещания от 12.10.2023 сроком завершения наружных работ и чистовой отделки зала ООО "БАЙКАЛ" определен 18.11.2023.
Однако, ООО "БАЙКАЛ" 16.10.2023 обратилось в Департамент с письмом о приостановке работ в связи с невыполнением работ смежными подрядчиками. Работы были приостановлены до 25.11.2023, момента, когда ООО "БАЙКАЛ" письменно сообщило в Департамент о возобновлении ими работ.
Дополнительным соглашением к Контракту N1 от 13 декабря 2023 года объемы работ и соответственно цена Контракта была уменьшена и составила 7 221 639 рублей 95 копеек.
В связи с невыполнением работ к установленному контрактом сроку Департаментом в адрес ООО "БАЙКАЛ" была направлена претензия от 27.12.2023 N ДУД-04-09/845исх об уплате неустойки (пени) за просрочку выполнения работ на общую сумму 165 616 рублей 28 копеек, которая не была оплачена ООО "БАЙКАЛ", в связи с чем Департамент обратился с требованием в банк-гарант об осуществлении выплаты по банковской гарантии. В выплате сумм по гарантии банком ПАО "Промсвязьбанк" было отказано в связи с тем, что 02.02.2024 ООО "БАЙКАЛ" добровольно оплатило сумму в рамках требования по банковской гарантии в размере 37 867 рублей 89 копеек (0,5 % от цены контракта). Оставшаяся сумма по данной претензии не оплачена ООО "БАЙКАЛ" в добровольном порядке.
Письмом от 09.01.2024 N 182 ООО "БАЙКАЛ" вновь подтвердило свои обязательства завершить выполнение работ, срок окончания был уже перенесен ООО "Байкал" на 01.03.2024 г.
29.12.2023 в 17:52 (после окончания рабочего времени) ООО "БАЙКАЛ" разместило документы о приемке в единой информационной системе (далее - ЕИС).
09.01.2024 департаментом в приемке акта было отказано в связи с нарушением п.4.3.5 контракта.
10.01.2024 ООО "БАЙКАЛ" повторно вывесило в ЕИС документ о приемке.
26.01.2024 года комиссией с участием ООО "БАЙКАЛ" был составлен акт о недостатках выполненных работ, где зафиксировано, что предъявленные к приемке работы имеют недостатки, препятствующие их приемке. Указанный акт подписан директором ООО "БАЙКАЛ" без замечаний.
29.01.2024 Департамент разместил информацию об отказе в приемке, приложив отсканированный акт о недостатках от 26.01.2024, составленный Департаментом и подписанный директором ООО "БАЙКАЛ".
26.02.2024 ООО "БАЙКАЛ" разместило документ о приемке с корректировками, учитывающими замечания департамента. 11.03.2024 указанный документ был принят департаментом. Учитывая, что срок приемки выполненных работ согласно пункту 4.3.4 контракта составляет 20 дней, нарушений со стороны департамента допущено не было.
27.02.2024 года от ООО "БАЙКАЛ" поступило обращение о приемке выполненных работ по акту от 20.02.2024 с условием вычета из стоимости работ суммы обеспечения гарантийных обязательств, что не предусмотрено контрактом и действующим законодательством.
29.02.2024 года департаментом в адрес ООО "БАЙКАЛ" направлена претензия-требование об уплате неустойки за просрочку выполнения работ за вычетом дней изъятия площадки и с учетом ранее не оплаченной суммы по претензии-требованию от 27.12.2023 N ДУД-04-09/845исх.
07.03.2024 от ООО "БАЙКАЛ" поступило письмо о несогласии с выставленной неустойкой. ООО "Байкал" считает, что просрочка была допущена по вине департамента в связи с невозможностью принять выполненные работы. Однако данное утверждение не соответствует действительности. Согласно условиям контракта приемка выполненных работ производится в электронной форме.
14.03.2024 Департаментом по акту была произведена оплата за вычетом неустоек, не оплаченных ранее ООО "БАЙКАЛ", согласно пункту 2.9. контракта (Платежное поручение департамента от 13.03.2024 N 990).
Однако, платежное поручение Департамента от 13.03.2024 N 990 об оплате выполненных работ было возвращено в связи с тем, что указанный контракте, и, соответственно, в платежном поручении счет получателя закрыт. Денежные средства возвращались казначейством департаменту по причине указания ООО "Байкал" неактуальных реквизитов и не уведомления об этом в нарушение положений контракта департамента. 21.03.2024 денежные средства перечислены по указанным ООО "Байкал" в письме от 14.03.2024 г.
Заказчик 14.03.2024 г. принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора. Размещено в ЕИС.
22.03.2024 г. согласно акту Заказчик передал повторно ключ от входной двери на Объект (отдел ЗАГС Красноглинского района) по адресу: г.Самара, ул.Сергея Лазо, д.13., но не стал отменять решение об одностороннем отказе от 14.03.2024 г., так как по состоянию на 25.03.2024 г. работы были выполнены ООО "БАЙКАЛ" ненадлежащим образом, выполнены с отступлением от условий сметной документации, осуществлен отказ в приемке работ.
В течение 10 дней, с даты принятия решения, работы организацией подрядчика не выполнялись.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 14.03.2024 г.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 26.03.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно представленным ООО "БАЙКАЛ" письменным пояснениям в ходе выполнения работ Подрядчик столкнулся с рядом трудностей, связанных с невозможностью выполнения работ в установленные Контрактом сроки, а именно:
- контракт заключен 19.04.2023 г., строительная площадка Заказчиком передана Подрядчику только 13.06.2023 по Акту приемке-передачи объекта для капительного ремонта отдела ЗАГСа Красноглинского района, расположенного по адресу: г.о. Самара, п. Управленческий, ул. С. Лазо, д.13.;
- отсутствует проект на наружные сети (ввод теплосети), в связи с чем невозможно приступить к выполнению наружных работ, включающих в себя устройство участка наружных сетей и как следствие, благоустройство прилегающей территории.;
- работы по устройству плинтуса из керамогранита в помещении торжественного зала выполнены с нарушениями - линейные отклонения составляют до 30 мм. Необходимо привести в соответствие с нормативными требованиями, так как привязка декоративных элементов (зеркал) выполнена от линии плинтуса.;
- в помещении холла не завершены работы по устройству покрытий полов из керамогранита, в том числе устройство плинтуса из керамогранита. По этой причине невозможно завершить работы по отделке дверных откосов. Также геометрия стен в помещении холла выполнена с отклонениями, превышающими предельно допустимые требования. Необходимо устранить дефекты и привести в соответствие с нормативами для выполнения последующих отделочных работ.;
- отсутствует строительная готовность стен под чистовую отделку, в адрес ООО "Байкал" не переданы поверхности стен по Акту приема-передачи;
- не завершены работы по устройству внутренних перегородок из ГКЛ, в связи с чем нет возможности произвести чистовую отделку поверхности перегородок.;
- не завершены работы по устройству конструкций лестниц, в частности, не выполнены торцевые части лестничных маршей, вследствие чего нет возможности выполнить замеры и монтаж ограждений лестниц (перил).;
- письмом от 19.03.2024 N 30 Подрядчик сообщил Заказчику, что в настоящее время не представляется возможным завершение фасадных работ на данном объекте по причине наличия снега, препятствующего установке строительных лесов для завершения фасадных работ.;
- отсутствие ключа от Объекта, несвоевременная передача ключа от Объекта.;
- просрочка срока исполнения Контракта возникла не по вине Подрядчика, а по причине одновременного задействования Заказчиком нескольких подрядчиков на объекте, в связи с чем выполнение работ Подрядчиком по Контракту существенно осложнялось.
Так же Общество пояснило, Подрядчиком несмотря на все сложности, возникшие при исполнении Контракта и возникшие не по вине Подрядчика, Подрядчик выполнил работы на сумму: 745 408,17 руб. Указанные работы Заказчиком не приняты и также не оплачены.
ООО "БАЙКАЛ" считает, что Общество предприняло все действия по выполнению контракта и не уклонялся от исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России изучив письменные пояснения, представленные документы и выслушав пояснения Заказчика и ООО "БАЙКАЛ", пришла к выводу:
ООО "БАЙКАЛ" подавая заявку на участие в открытом конкурсе на капитальный ремонт Объекта, согласилось с условиями закупки.
Документов, доказывающих возврат ключа Департаменту ООО "БАЙКАЛ" представлено не было. Ссылка ООО "БАЙКАЛ" на акт приема-передачи от 22.03.2024 несостоятельна, поскольку в указанном акте отражено, что ключ передается ООО "БАЙКАЛ" повторно.
ООО "БАЙКАЛ" письмом от 25.11.2023 г. N129С подтвердило, что вопросы изложенные Обществом в письме от 16.10.2023 г. N147 разрешены, в том числе наличия ключа от Объекта у Общества.
Кроме того, выполнение ООО "БАЙКАЛ" работ на объекте в феврале-марте 2024 года подтверждается актами скрытых работ NN 57-63, датированными в период с 20.02 по 10.03.2024, переданными ООО "БАЙКАЛ" Департаменту (прилагаются) письмом от 25.03.2024.
Ссылки на невозможность выполнения работ по вине Департамента также несостоятельны. В здании по адресу г. Самара: ул. С.Лазо, 13 в период действия контракта на разных объектах работали три подрядчика, каждый по отдельному государственному контракту, заключенному в результате открытых конкурентных процедур. При этом только ООО "БАЙКАЛ" не закончило выполнение работ по контракту.
В то же время, Департамент учел обращение ООО "Байкал" о приостановке выполнения работ в период с 16.10.2023 по 25.11.2023 в связи с одновременным выполнением работ смежными подрядчиками и возобновил отсчет срока выполнения работ только после получения обращения ООО "БАЙКАЛ" о возобновлении производства работ на объекте (письмо ООО "БАЙКАЛ" от 25.11.2023). Следует отметить, что данный период не включался ни в период начисления неустоек, ни в срок 110 дней с момента передачи площадки, установленный контрактом.
Довод Общество о принятии всех возможных действий по выполнению контракта не находит своего подтверждения, так как фактически доказательств о принятии мер для исполнения контракта в срок не представили.
На дату рассмотрения обращения Общество работы в полном объеме не выполнило. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на выполнение работ по контракту, в срок, отведенный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Общество, подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате бездействия Общества лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно качественный и своевременный результат выполненных работ. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "БАЙКАЛ" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Кроме того, следует отметить, что в Самарское УФАС России ранее поступали обращения Заказчиков о ненадлежащем выполнении обязательств со стороны ООО "БАЙКАЛ" по контрактам, реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в ЕИС содержит 2 записи в отношении ООО "БАЙКАЛ".
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "БАЙКАЛ" (ИНН 6313535943, КПП 631701001, ОГРН 1106313000023, юридический адрес: 443004, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, САМАРА ГОРОД, ГРОЗНЕНСКАЯ УЛИЦА, ДОМ 1, ЛИТЕРА Г3,Г, ОФИС 11; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Овцинов Александр Александрович (ИНН 631306327346) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "БАЙКАЛ", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 5 апреля 2024 г. N РНП-63-87
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024