рассмотрев обращение (вх. N 4423/24) ГБУ ПК "ЦСА" г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Гаврилове А.А. (далее - Исполнитель, Предприниматель) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений ГБУ ПК "ЦСА" г. Перми (N изв. 1056500002123000005),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056500002123000005 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по комплексной уборке помещений ГБУ ПК "ЦСА" г. Перми. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 808 613,50 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 26.03.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.03.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
05.05.2023 г. между Заказчиком и ИП Гавриловым А.А. заключен контракт на оказание услуг по комплексной уборке помещений ГБУ ПК "ЦСА" Г. Перми. Цена контракта - 1 109 569,30 руб.
В связи с нарушением Исполнителем условий Контракта, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 04.03.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 7 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует,
Согласно п. 4.4.1. Договора, Исполнитель обязан своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной услуги, предусмотренной Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
Также Заказчик сообщает, что за период с 01.01.2024 по 31.01.2024 Исполнителем допущены следующие нарушения:
1. отсутствие уборки 01.01.24 г., 02.01.24 г., 06.01.24 г., 14.01.24 г., 21.01.24 г., 27.01.24 г., 28.01.24 г., 29.01.24 г.;
2. отсутствие генеральных уборок в течение всего периода;
3. весь уборочный инвентарь (ведра, ветошь, швабры и др.) используется не в соответствии с маркировкой помещений и видов уборочных работ.
4. исполнитель не ведет Графики ежедневной и генеральной уборки обслуживаемых помещений н Графики генеральной уборки обслуживаемых помещений по Формам 1. 2.
5. сотрудники Исполнителя оказывают услуги в состоянии алкогольного опьянения:
6. Площадь фактически оказанных услуг за январь 2024 года составляет 43908,44 м2. Исполнителем не оказаны услуги в количестве 79 156 - 43 908,44=35247,56 м2
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 04.03.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.03.2024 г.
Информация об ИП Гаврилове А.А. была направлена в адрес Пермского УФАС России 21.03.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
ИП Гаврилов А.А. в ходе заседания, а также в предоставленных пояснениях сообщил, что приступил к исполнению обязательств в установленный положениями Контракта срок.
Также Предприниматель сообщает, что в течении января и февраля 2024 года к ИП Гаврилову А.А. со стороны Заказчика не было предъявлено никаких претензий.
Кроме того, ИП Гаврилов А.А. поясняет, что не располагал информацией о допущении работниками Предпринимателя нарушений в ходе оказания услуг в соответствии в положениями Контракта.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в закрытой части ЕИС, Заказчиком 14.02.2024 в адрес ИП Гаврилова А.А. была направлена претензия об оплате неустойки за период с 01.01.2024 по 31.01.2024, в которой были описаны допущенные Исполнителем нарушения.
28.02.2024 оказанные ИП Гавриловым А.А. услуги были оплачены Заказчиком с учетом начисленной неустойки.
Так, согласно информации, размещенной в ЕИС, оплаченная Заказчиком стоимость исполненных Предпринимателем работ за январь 2024 года составляет 29 522,77 руб., с учетом непринятых услуг оцениваемых Заказчиком в сумму 64 672,87 руб.
12.03.2024 года, ввиду повторяющихся нарушений положений контракта со стороны ИП Гаврилова А.А., Заказчиком в адрес Предпринимателя было направлено письмо от 12.03.2023 N 6 об отказе от приемки услуг за февраль 2024 года.
В данном документе Заказчик сообщает, что в феврале 2024 года в ходе исполнения обязанностей по Контракту, ИП Гавриловым А.А. были допущены следующие нарушения.
1. Отсутствие уборки 03.02.2024 г., 17.02.2024 г., 18.02.2024 г., 22.02.2024 г., 23.02.2024, 24.02.2024 г., 25.02.2024 г., 26.02.2024 г., 27.02.2024 г.
2. Отсутствие генеральных уборок в течение всего периода.
3. Исполнитель не ведет графики ежедневной и генеральной уборки.
А также Заказчик обращает внимание и на иные нарушения, допущенные Исполнителем в течении февраля 2024 года.
Таким образом, не смотря на направленную в адрес Предпринимателя в феврале 2024 года претензию, ИП Гаврилов А.А. не совершал никаких действий, направленные на устранение повторяющихся нарушений положений Контракта.
Также Комиссия отмечает, что Предприниматель не предоставил иных расчетов оказанных услуг, а также не представил в адрес Комиссии никаких доказательств исполнения обязательств в полном соответствии со всеми положениями Контракта.
Стоит отметить, что ИП Гаврилов А.А. осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, Предприниматель должен был осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что ИП Гавриловым А.А. предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил в адрес Комиссии претензию от 14.02.2024 N 55, письмо от 12.03.2024 N 86, а также 19 докладных записок, в которых указано, что работники Исполнителя находились на рабочем месте в нетрезвом состоянии.
Комиссия отмечает, что пояснений относительно вышеуказанных записок Исполнитель в адрес Комиссии не предоставил.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ИП Гавриловым А.А. не представлено.
Комиссия отмечает, ИП Гаврилов А.А. подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилось со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом о закупках порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, с учетом сезонности выполнения работ, пришла к выводу о том, что бездействие Предпринимателя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об ИП Гаврилове А.А. подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ИП Гаврилове А.А. (614107, г Пермь, ул. Инженерная, д. 3А, кв. 26, ИНН: 590615772732) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Гаврилове А.А. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Сведения о недобросовестном поставщике исключаются из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня их внесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 марта 2024 г. N РНП-59-115
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2024