Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу ИП Просвирнина С.О. (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "ВКГЦ" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. N 1056500002524000011),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 26.03.2024 г. в 11:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 28.03.2024 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению, ГБУ ПК "ВКГЦ" проводился запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.03.2024 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 768 603,88 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.03.2024 г.
1. Заявитель обращает внимание на то, что Заказчик в извещении и в приложении к извещению под наименованием Техническое задание не указал конкретный объём требуемых к выполнению работ, что по мнению Заявителя может ввести участников данной закупки в заблуждение.
2. Также Заявитель сообщает, что исходя из извещения и приложений к нему, неясно что подразумевает используемая Заказчиком формулировка "чистка светильников внутри на любой высоте".
По мнению ИП Просвирнина С.О., указанная выше формулировка означает, что Техническим заданием предусмотрены работы, осуществляемые на высоте, а именно свыше 1.8 метра от поверхности земли/пола. Такие работы относятся к опасным, для их проведения требуется наличие допуска, медицинского разрешения на осуществление каких-либо действий на высоте, данное требование предусмотрено Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. N 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте".
Вместе с тем, указанное требование не отражено Заказчиком в извещении и в приложениях к нему.
1.Заказчик в предоставленных пояснениях обращает внимание на то, что требования о количестве персонала, необходимого для осуществления предусмотренных положениями Контракта обязательств, а также объём требуемых к выполнению работ указаны п. 3.2. раздела 3 Технического задания.
На основании указанного, Заказчик считает данный довод жалобы необоснованным.
2. Заказчик также поясняет, что в материалах жалобы Заявитель ссылается на недействующий нормативно-правовой акт.
Заказчик обращает внимание на то, что для работы со светильниками и другими поверхностями услуги могут производиться на уровне не более 1,8 м, что не считается оказанием услуг работой на высоте.
Кроме того, техническим заданием предусмотрено использование Исполнителем современного технологического оборудования в соответствии с технологиями уборки. То есть, при выполнении работ со светильниками исполнитель может использовать специальные телескопические щетки для удаления пыли.
Таким образом, ввиду вышеуказанного, Заказчик считает второй довод жалобы необоснованным.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно Извещению, объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений.
Комиссией установлено, что в приложении к извещению под наименованием Техническое задание имеются указания на конкретные виды оказываемых услуг, их количество, частоту уборки, площадь обслуживаемых помещений, а также иные конкретизирующие положения.
К примеру, в п. 1.3.2. Технического задания Заказчиком установлен следующий перечень объектов недвижимости с установленной площадью обслуживаемых помещений:
N п/п |
Адрес Объекта |
Площадь обслуживаемых помещений (кв.м) |
1 |
Пермский край, г. Пермь, ул. Линия-13, д.12 (Интернат) |
3 068 |
2 |
Пермский край, г. Пермь, ул. Лобвинская, д.42 (Интернат N 1) |
1 186 |
3 |
Пермский край, г. Пермь, ул. Лобвинская, д.42 (Интернат N 2) |
5 086 |
4 |
Пермский край, с. Култаево, ул. Космонавтов, д.16 |
1 880 |
5 |
Пермский край, г. Пермь, ул. Светлогорская, д.3 |
2 189 |
ИТОГО: |
13 409 |
Кроме того, также Комиссией установлено, что в п. 3.2. раздела N 3 Технического задания Заказчиком следующее требование к количеству персонала на объекте:
- г. Пермь, ул. Линия-13, д.12 - 3068 м; Уборщицы 4 чел. ежедневно.
- г. Пермь, ул. Лобвинская, д.42 - 1186 м; Уборщицы 2 чел. ежедневно.
- г. Пермь, ул. Лобвинская, д.42/1 - 5086 м; Уборщицы 6 чел. ежедневно.
- с. Култаево, ул. Космонавтов, д.16 - 1880 м: Уборщицы 3 чел. ежедневно.
- г. Пермь, ул. Светлогорская, д.3 - 2189 м: Уборщицы 4 чел. ежедневно.
Таким образом, Заказчик в материалах Технического задания в полном объёме отразил количество требуемого персонала и объём выполняемых услуг.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода Заявителя, касающегося отсутствия объёма требуемых к выполнению услуг, доказательств обратного Заявителем не представлено.
2. В отношении второго довода Заявителя, Комиссия сообщает, что Приказ Минтруда России от 28.03.2014 N 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте", на который ссылается Заявитель в материалах своей жалобы, утратил силу с 01.01.2021 г. в связи с изданием Приказа Минтруда России от 16.11.2020 N 782н (далее - Приказ).
Вместе с тем, согласно п. 2 Приказа, требования Приказа распространяются на работников и работодателей - физических или юридических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, выполняющими работы на высоте.
Таким образом, действие указанного Приказа не распространяется на ГБУ ПК "ВКГЦ" как на государственного заказчика, действующего в соответствии с положениями Закона о закупках и иными нормативными актами, принятыми в соответствии с данным законом.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик в предоставленных пояснениях изложил позицию, согласно которой непосредственные исполнители требуемых услуг будут осуществлять предусмотренные положениями Контракта и приложениями к нему обязанности на высоте не более 1,8 м.
Также Комиссия принимает во внимание пояснения Заказчика, согласно которым исполнители требуемых услуг при их исполнении смогут использовать специальные телескопические щетки для удаления пыли, которые позволят проводить работы на высоте ниже 1,8 м.
Согласно материалам извещения и приложениям к нему, Заказчиком не установлены какие-либо требования о работах на высоте.
Необходимо отметить, что доказательств того, что спорные положения извещения и приложений к нему не позволили участнику подать заявку Комиссии не представлено.
Кроме того, Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичная по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о необоснованности данного довода рассматриваемой жалобы.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Просвирнина С.О. на действия ГБУ ПК "ВКГЦ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. N 1056500002524000011) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 марта 2024 г. N 4378/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2024