Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Летовальцева Д.В. (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "ВКГЦ" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. N 1056500002524000011),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 26.03.2024 г. в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 29.03.2024 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению ГБУ ПК "ВКГЦ" проводился запрос котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении запроса котировок в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.03.2024 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 768 603,88 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.03.2024 г.
1. По мнению Заявителя, требование о предоставлении исполнителем данного Контракта ежемесячного отчета Заказчику об оказанных услугах является излишним и никак не влияет на качество оказанных услуг.
2. Также Заявитель сообщает, что исходя из извещения и приложений к нему, неясно, когда и как именно будет производиться оценка качества оказанных услуг.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, о чем сообщает в предоставленных письменных пояснениях.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с положениями Технического задания, исполнитель положений Контракта обязан направлять Заказчику при закрытии отчетного периода (с 25 по 25 число) отчет с указанием о наличии персонала, наличии техники и оборудования, запаса расходных материалов и моющих средств, планах об их наличии (увеличении/уменьшении) на следующий период.
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Также согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
Согласно Извещению, объектом закупки является оказание услуг по уборке помещений.
В соответствии с положениями Технического задания, исполнитель положений Контракта предоставляет Заказчику отчетную документацию и электронный структурированный Документ о приемке. Комплект отчетной документации должен включать:
- отчет об оказании услуг по форме, согласованной Заказчиком до начала оказания услуг с приложением следующих документов:
- журнал учета оказанных услуг;
- журнал входного контроля качества применяемых материалов и оборудования;
- журнал учета инструктажей по требованиям охраны труда и техники безопасности;
- журнал учета работ по нарядам и распоряжениям;
- журнал контроля качества уборки по каждому корпусу/строению/отделению.
Кроме того, в соответствии с вышеуказанным приложением к извещению, исполнитель положений Контракта обязан направлять Заказчику при закрытии отчетного периода (с 25 по 25 число) отчет с указанием о наличии персонала, наличии техники и оборудования, запаса расходных материалов и моющих средств, планах об их наличии (увеличении/уменьшении) на следующий
период.
Комиссия обращает внимание на то, что в соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Также согласно ч. 2 вышеуказанной статьи, поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств.
Таким образом Комиссия делает вывод о том, что Законом о закупках, положениями Контракта правомерно установлено требование о предоставлении исполнителем данного Контракта ежемесячного отчета Заказчику об оказанных услугах.
Комиссия обращает внимание на то, что Заявитель жалобы не поясняет ввиду чего требование о предоставлении исполнителем данного Контракта ежемесячного отчета Заказчику об оказанных услугах является излишним и никак не влияет на качество оказанных услуг.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о необоснованности указанного довода жалобы.
2. В п. 10.1-10.2 "ГОСТа Р 51870-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги. Общие технические условия" установлено следующее.
10.1. Качество профессиональной уборки оценивают визуальными (органолептическими) методами. Оценку проводят не позднее чем через 30 мин по окончании всех операций уборки и/или полного цикла технологического процесса по уходу за поверхностями при условии, что помещения не эксплуатировались.
10.2. Качество уборки для объектов в целом и/или отдельных помещений определяют в соответствии с методикой контроля уровня качества профессиональной уборки (см. Приложение А).
Комиссия также поясняет, что в материалах приложения к извещению под наименованием Техническое задание имеется ссылка на вышеуказанный ГОСТ.
Кроме того, согласно положениям Технического задания, двухсторонний контроль за качеством, объёмом оказываемых услуг со стороны Заказчика производится не реже двух раз в смену, в соответствии с договором на оказание услуг и критериями качества.
Представитель/представители Заказчика проверяют качество уборки субъективно (внешним осмотром убранных поверхностей).
Необходимо отметить, что доказательств того, что спорные положения извещения и приложений к нему не позволили участнику подать заявку Комиссии не представлено.
Кроме того, Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичная по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
На основании предоставленных пояснений, материалов извещения и приложений к нему, а также положений вышеуказанного ГОСТа, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушения в действиях Заказчика, соответственно, данный вывод жалобы признан необоснованным.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Летовальцева Д.В. на действия ГБУ ПК "ВКГЦ" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по уборке помещений (изв. N 1056500002524000011) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 марта 2024 г. N 4486/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024