Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение (вх. N 4636/24) ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ВПОРЯДКЕ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по уборке и очистке от снега с территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак почёта" Пермская краевая клиническая больница" (изв. N 0356200002022001198),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 28.03.2024 г. в 15:30 ч.
В ходе заседания был объявлен перерыв до 02.04.2024 г. с целью принятия решения.
Согласно извещению N 0356200002022001198 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по уборке и очистке от снега с территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак почёта" Пермская краевая клиническая больница". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 990 000,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
28.11.2022 г. между Заказчиком и ООО "ВПОРЯДКЕ" (далее - Исполнитель, Общество) заключен контракт на оказание услуг по уборке и очистке от снега с территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак почёта" Пермская краевая клиническая больница" на сумму 2 990 000,00 руб. (далее - Контракт).
Предмет, условия Контракта, порядок и сроки приемки, права и обязанности сторон, N 1, 3, 4 Контракта соответственно.
В частности, в условиях Контракта указано следующее:
1.2. Требования к качеству, порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала оказания услуг: 01.01.2023 г.
1.4. Срок окончания оказания услуг: 30.06.2024 г.
1.5. Оказание услуг осуществляется по заявкам Заказчика в течение 1 час с момента направления заявки.
1.6. Порядок определения объема оказания услуг на основании заявок Заказчика включает в себя учет объемов оказанных по заявкам услуг исходя из определения такого объема как частное от деления максимального значения цены Контракта, к цене единицы такой услуги. Объем оказанных по заявкам услуг учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимального значения цены Контракта.
Согласно Техническому заданию:
1.1. Виды работ: Услуги по уборке и очистке от мусора и снега с территории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак Почёта" Пермская краевая клиническая больница".
1.5. Требования к оказанию услуг:
1.5.7. Снег, очищаемый с территорий, вывозится на специальный полигон 1(Один) раз в неделю.
1.5.7.Оказание услуги по уборке и очистке территории может осуществляться также на основании заявок заказчика (по телефону) круглосуточно.
1.5.8. По заявке Заказчика, Исполнитель обязан приступить к выполнению работ с использованием необходимой техники и рабочей силы в течение 1 часа с момента поступления заявки от Заказчика. Услуги оказываются без выходных и праздничных дней.
1.7. Характеристики транспортного средства:
Специализированная техника (погрузчик) - 2 шт.
В связи с тем, что Исполнителем были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из документов, размещенных Заказчиком в ЕИС, пояснений представителя Заказчика следует, что Заказчиком посредством телефонной связи направлялись заявки на уборку территории от снега. Однако Исполнителем некачественно выполнялась уборка территории Заказчика или не выполнялась вообще, в частности:
- 24.11.2023 г. Заказчик составил и подписал акт рекламаций, согласно которому: "21.11.2023 по 24.11.23 уборка снега была произведена некачественно: производится уборка снега одной единицей техники на два объекта".
27.11.2023 г. акт рекламаций был направлен Исполнителю по электронной почте.
- 27.11.2023 г. Заказчик составил и подписал акт рекламаций, согласно которому:
"26.11.2023 по 27.11.23 уборка снега была произведена некачественно, стоянка не убрана: производится уборка снега одной единицей техники на два объекта".
27.11.2023 г. акт рекламаций был направлен Исполнителю по электронной почте.
- Заказчик составил и подписал акт рекламаций, согласно которому:
"Не производился вывоз снега с 15.12.2023 - 25.12.2023 г.".
27.12.2023 г. Акт рекламаций был направлен Исполнителю по электронной почте.
- 09.03.2024 г. Заказчик составил и подписал акт рекламаций, согласно которому:
"с 01.03.24 - 08.03.24г. оказания услуг по уборке территорий от снега не производилось"
11.03.2024 г. Акт рекламаций был направлен Исполнителю по электронной почте.
- 11.03.2024 г. Заказчик составил и подписал акт рекламаций, согласно которому:
"уборка территории ПЦ с применением техники не проводилась, вывоз снега с территории перинатального центра не произведен".
Акт рекламаций был направлен Исполнителю по электронной почте.
На основании вышеуказанного, в связи с ненадлежащим исполнением Исполнителем своих обязательств Заказчиком, 15.03.2024 г. было сформировано и размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 15.03.2024 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 26.03.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
26.03.2024 г. информация об ООО "ВПОРЯДКЕ" направлена в адрес Пермского УФАС России посредством функционала единой информационной системы.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные Заказчиком, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия отмечает, что согласно информации, полученной при помощи функционала ЕИС, стоимость исполненных Исполнителем обязательств равна 2 707 074,93 руб., что составляет 90,5% от всей совокупности обязательств, при этом штрафных санкций Заказчиком на Общество не накладывалось.
Таким образом, Обществом принимались меры, направленные на исполнение Контракта. Доказательств обратного в адрес Комиссии представлено не было.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - ПП РФ N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, а также с учетом того что стоимость исполненных Исполнителем обязательств составляет 90,5% от всей совокупности обязательств, пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Обществом, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ВПОРЯДКЕ" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ВПОРЯДКЕ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 2 апреля 2024 г. N РНП-59-116
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024