Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" по доверенности;
- представителя ООО "ПРОФОБРАЗОВАНИЕ" по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ПРОФОБРАЗОВАНИЕ",
У С Т А Н О В И Л А:
23.03.2024 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ПРОФОБРАЗОВАНИЕ" (далее - Заявитель) на действия Уполномоченного учреждения - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона на поставку приборов, оборудования и устройств учебных демонстрационных для оснащения детского технопарка "Кванториум" (извещение 0340200003324002343). Заказчик - МБОУ "Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области".
Заявитель считает, что его заявка необоснованно отклонена в связи с непредставлением совокупного количества баллов поставляемого товара, в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку в заявке поданы реестровые номера, которые полностью соответствуют ограничительным мерам, установленным в извещении, и полностью коррелируется с положениями ст. 422 ГК РФ, п "а" ч. 7 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Рассмотрение жалобы назначено на 28.03.2024 г., отложено на 29.03.2024 г. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заказчик просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Представитель Уполномоченного учреждения направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, сообщил, что в представленных Заявителем выписках из реестра российской промышленной продукции N 10373595, N 10373601 не указано совокупное количество баллов, что не подтверждает страну происхождения. Постановлением Правительства N 2519 от 29.12.2022 г. вносились соответствующие изменения к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 г. N 719, в том числе 29.12.2022 г. был дополнен п. 31, согласно которому по коду 32.99.53.130 необходимо достижение не менее 10 баллов. Члены комиссии приняли решение по выпискам N 10373595, N 10373601 с учетом вступления в силу Постановления Правительства N 2519 от 29.12.2022 г., которым установлено, что выданные Минпромторгом России до дня вступления в силу изменений заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в разделы III, V, VII, XXI, XXV и XXVI приложения к постановлению N 719, действительны до окончания установленного срока их действия. Представленные Заявителем выписки из реестра российской промышленной продукции N 10373595, N 10373601 содержат даты внесения в реестр 16.01.2023 г., что после вступления в силу постановления N 2519, и, соответственно, требуется информация о совокупном количестве баллов. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Уполномоченного учреждения, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
04.03.2024 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку приборов, оборудования и устройств учебных демонстрационных для оснащения детского технопарка "Кванториум". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 859 560,00 руб.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению к поставке требуются по коду КТРУ 32.99.53.130-00000047, ОКПД2 32.99.53.130 "Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования", "Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Во исполнение данной нормы принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
Перечнем отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением N 617) утвержден код ОКПД2: 32.99.53.130 "Приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные".
В извещении установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением N 617.
Согласно п. 2 Постановления N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
В силу п. 7 Постановления N 617 для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
а) указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
б) указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
Согласно п. 9 Постановления N 617 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в перечне, является указание (декларирование) участником закупки в составе заявки номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров и совокупного количества баллов (при наличии).
Номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии) о поставляемом товаре включаются в контракт.
Аналогичная информация указана Заказчиком в п. 6 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки.
Из указанных положений Постановления N 617 следует, что количество баллов требуется в случае, если это предусмотрено Постановлением N 719 с учетом установления указанного совокупного количества баллов для предлагаемого участником закупки вида продукции.
Пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением N 719, предусмотрено, что "акт экспертизы" - это документ, выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, подтверждающий соответствие производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, или подтверждающий совокупное количество баллов за фактическое выполнение на территории Российской Федерации операций (условий), если требованиями, предусмотренными приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, определена балльная оценка за выполнение операций (условий), или подтверждающий достижение процентных показателей совокупного количества баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) от максимально возможного количества баллов.
В абзаце 10 пункта 5 Правил предусмотрено, что в заявке на выдачу заключения указываются совокупное количество баллов за выполнение на территории Российской Федерации операций (условий) в соответствии с актом экспертизы (для продукции, в отношении которой предусмотрена балльная оценка за выполнение операций (условий).
Согласно пункту 16 Правил заключение о подтверждении производства содержит совокупное количество баллов за выполнение на территории Российской Федерации операций (условий) в соответствии с актом экспертизы или в соответствии с актом о проведении оценки (для продукции, в отношении которой предусмотрено начисление баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).
В подпункта "а, ж" пункта 17 Правил указано, что на основании выданных заключений о подтверждении производства Министерством промышленности и торговли Российской Федерации формируется и ведется реестр российской промышленной продукции с использованием государственной информационной системы промышленности. В указанный реестр включаются следующие сведения:
- дата подписания заключения о подтверждении производства и срок его действия;
- для продукции, в отношении которой предусмотрена балльная оценка за выполнение операций (условий), информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий) и баллов за выполнение на территории Российской Федерации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с указанием срока действия таких баллов, а также наименование и реквизиты документа, указанного в подпункте "и" пункта 16 настоящих Правил.
Пунктом 18 Правил предусмотрено, что подтвержденной в соответствии с настоящими Правилами промышленной продукции при внесении сведений в реестр российской промышленной продукции присваивается регистрационный номер реестровой записи, который является идентификационным номером промышленной продукции и закрепляется на постоянной основе.
Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать, предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе, следующую информацию:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска), такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.03.2024 NИЭА1 заявка заявителя N 116126901 признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям извещения о закупке по причине несоответствия требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ст. 14 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ). Несоответствие разделу извещения "Ограничения" и ч. 5 Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке. На основании Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (заявка содержит предложение о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (в реестре российской промышленной продукции отсутствует информация о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций на территории РФ, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (По позициям "Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования "Химия", "Набор по закреплению изучаемых тем по предметным областям основного общего образования "Физика")).
Изучив заявку Заявителя, представленную Уполномоченным учреждением в материалы дела, Комиссия Кировского УАФС России установила, что в составе заявки представлены выписки из реестра российской промышленной продукции (далее - РРПП) с указанием номеров реестровых записей:
- N 4244\2\2022 от 21.11.2022 г. (срок действия 20.11.2025 г.);
- N 5467\8\2022 от 16.01.2023 г. (срок действия 15.01.2026 г.);
- N 5467\2\2022 от 16.01.2023 г. (срок действия 15.01.2026 г.);
- N 6352\9\2023 от 08.12.2023 г. (срок действия 07.12.2026 г.).
В РРПП по номерам реестровых записей - 4244\2\2022, 5467\8\2022, 5467\2\2022 содержатся сведения о нахождении указанной продукции в указанном реестре, так в разделе "Сведения о происхождении продукции" в соответствии с указанными реестровыми записями содержится следующее: "сведения о соответствии требованиям осуществления закупок и получения государственной поддержки - для данной продукции баллы не предусмотрены".
В РРПП по номеру реестровой записи - 6352\9\2023 содержатся сведения о нахождении указанной продукции в указанном реестре, так в разделе "Совокупное количество баллов" в соответствии с указанной реестровой записью содержится следующее: "10".
В пункте 31 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 указано, что для продукции по коду: 32.99.53.130 "Оборудование для практикума, демонстрационное оборудование и оборудование для проектной деятельности, оборудование для проведения фронтальных лабораторных работ и аттестации, цифровые лаборатории, учебно-методические наборы и конструкторы для изучения основ искусственного интеллекта и инженерно-космического образования" количество баллов должно быть не менее 10 баллов. Данная продукция включена в раздел XXVII приложения к постановлению N 719.
Вышеназванный пункт введен Постановлением Правительства РФ от 27.05.2023 N 845 "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719" (далее - Постановление N 845). В соответствии с пунктом 3 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 01.06.2023).
В п. 2 Постановления N 845 установлено, что выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до дня вступления в силу изменений, утвержденных настоящим постановлением, заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в отношении продукции, включенной в разделы XI, XXII, XXIII и XXVII приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", действительны до окончания установленного срока их действия.
Указанная норма согласуется с пунктом 26 Правил (утв. Постановлением N 719), в которой указано, что по истечении срока действия заключения о подтверждении производства или в случае отзыва заключения о подтверждении производства Министерство промышленности и торговли Российской Федерации исключает промышленную продукцию, на которую выдано заключение о подтверждении производства, из реестра российской промышленной продукции.
Таким образом, заключения, выданные Минпромторгом России до вступления в силу постановления N 845 в отношении продукции, включенной в XI, XXII, XXIII и XXVII приложения к постановлению N 719, не содержат указания совокупного количества баллов. В связи с этим к продукции, включенной в реестр российской промышленной продукции, не предъявляется требование об указании совокупного количества баллов. Вместе с тем такая продукция считается произведенной на территории Российской Федерации, а реестровые записи действующими.
Аналогичная позиция содержится в письме Минпромторга России от 19.10.2023 N 112459/12.
Выписки из РРПП N 4244\2\2022, N 5467\8\2022, N 5467\2\2022 выданы до дня вступления в силу Постановления N 845 (01.06.2023 г.). Следовательно, действия комиссии по осуществлению закупок Уполномоченного учреждения, которая отстранила заявку заявителя, являются неправомерными, так как заявителем представлены действующие реестровые записи из РРПП в отношении предлагаемой продукции, которые подтверждают производство продукции на территории РФ, при том, что на момент выдачи указанного заключения правила в отношении необходимости минимального количества баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации для предлагаемых товаров не установлены.
C учетом изложенного, комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного учреждения допущены нарушения требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя обоснован.
При таких обстоятельствах Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПРОФОБРАЗОВАНИЕ" обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного учреждения нарушения пункта 4 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Обязать Уполномоченное учреждение представить в срок до 19.04.2024 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию относительно должностного лица, ответственного за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Обязать Уполномоченное учреждение обеспечить уведомление ответственного должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица назначается на 25.04.2024 г. в 11 час. 45 мин. по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 29 марта 2024 г. N 043/06/106-280/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2024