Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (далее - Заказчик) К<_> (дов. N 03/24 от 02.04.2024), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - Уполномоченное учреждение), общества с ограниченной ответственностью "ЛДЦ" (далее - ООО "ЛДЦ", Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения, Заказчика " при проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) для нужд отделений ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000924000436).
Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает, что извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 25.03.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) для нужд отделений ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000924000436).
Начальная (максимальная) цена контракта 7 224 330,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания срока подачи заявок - 02.04.2024 08:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 02.04.2024; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 04.04.2024.
На момент рассмотрения жалобы закупка находится на стадии проведения процедуры подачи предложений о цене контракта.
Согласно доводам, изложенным в жалобе Заявителя, техническое задание (приложение к извещению о закупке) сформировано Заказчиком с нарушением положений и требований Закона о контрактной системе, нормативно-технического регулирования национальной системы стандартизации, а именно, установлены избыточные характеристики о длине перчаток ( 285 мм); наличии текстурного рисунка в области пальцев и по всей поверхности; показателю толщины в области пальцев
0,16 мм (для обеспечения механической прочности); повышенной прочности товара (двухслойные - изготовлены из двух слоев нитрила, с контрастным цветом внешнего слоя перчаток). Вышеизложенное, по мнению Заявителя, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52239-2004, методическим рекомендациям МР 3.5.1.0113-16, ограничивает конкуренцию и нарушает права и законные интересы участников закупки.
Рассмотрев доводы жалобы, представленные документы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Во исполнение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно извещению о закупке (описанию объекта закупки в структурированной форме, текстовому файлу описания объекта закупки), Заказчиком определен код закупаемого товара по позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные". Характеристики товара по данной позиции КТРУ отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" (утв. постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 104-ст) устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Вместе с тем, при описании объекта закупки, Заказчик не устанавливает требования о соответствии указанных Заявителем спорных характеристик товара требованиям ГОСТ.
При этом, согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 различают четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания.
Пунктом 3.5 "МР 3.5.1.0113-16.3.5.1 Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - МР 3.5.1.0113-16.3.5.1), на которые ссылается податель жалобы, установлено, что медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
- микротекстурированную поверхность.
Текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки, обеспечивает удобство при захвате инструментов медицинским работников во влажной среде, препятствует выскальзыванию инструмента и снижает нагрузку на руки медицинского персонала.
Также, Комиссия Магаданского УФАС России отмечает, что Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16.3.5.1 (утв. Федеральной службой, но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 сентября 2016 г.) не относятся к национальной системе стандартизации.
Стандартизация в Российской Федерации осуществляются на основе принятых Федеральных законов: "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002, "О стандартизации в Российской Федерации" N 162-ФЗ от 29.06.2015.
К документам по стандартизации относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- технические спецификации (отчеты).
В перечисленных нормативно-правовых актах не содержится информаций, указывающей, что Методические рекомендации относятся к какому-либо виду документов в сфере стандартизации. Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 утверждены не Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), а Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Методические рекомендации входят в систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской федерации, основным документом, регулирующим санитарное законодательство, является Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.05.1999.
Методические рекомендации "МР 3.5.1.0113-16 содержат общие требования, предъявляемые к выбору и применению медицинских перчаток однократного применения для снижения риска возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи и профессиональных заболеваний персонала медицинских организаций, но не устанавливает требований к эксплуатационным характеристикам перчаток.
Таким образом, приведенные в жалобе Методические рекомендации не подлежат обязательному применению Заказчиком при описании объекта закупки по смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Также, Комиссия Магаданского УФАС России установила, что действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ, в том числе ГОСТ Р 52239-2004, не предусмотрено ограничений по цвету и количеству слоев медицинских перчаток. ГОСТ содержит минимальные требования к продукции, что не ограничивает Заказчика по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для него. Законом о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если технические характеристики товара отличаются от требований государственных стандартов, то должно быть обоснование таких характеристик. Обоснование установленных требований к цвету и количеству слоев нитрила Заказчиком указано.
Двухслойные перчатки изготовлены из двух слоев нитрила для улучшения прочностных и защитных характеристик перчатки. Наличие второго слоя нитрила сводит к минимуму возможность образования пор в материале, повышая ее прочностные и защитные свойства. Толщина двусхслойных перчаток минимум в два раза превышает минимальный показатель толщины однослойной перчатки.
Согласно пункту 2.4 МР 3.5.1.0113-16.3.5.1 медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства, то есть медицинское изделие, используемое в процессе работы, должно обеспечивать удобство, комфорт использования и безопасность.
Наличие двух цветов (внутренний цвет контрастный к внешнему) дает возможность медицинскому работнику, прежде чем надеть перчатку, растянуть ее и проверить на возможное наличие технического брака или микроразрывов. Для разных манипуляций (для разных видов медицинской помощи, разной работы в медицинском учреждении) требуются перчатки с разными характеристиками. Два цвета перчатки в таких условиях позволяют визуально идентифицировать попадание агрессивного вещества на перчатку (сначала произойдет разъедание/повреждение первого слоя и будет виден контрастный цвет второго слоя), таким образом два слоя защитят специалиста от воздействия агрессивных сред непосредственно на руку. Цель медицинских перчаток - обеспечить максимальную защиту, предотвратить повреждения рук и возможные риски инфицирования медицинского работника, исходя из условий работы, что критически важно, при работе с необследованными пациентами, в лабораториях, в отделениях дезинфекции, предстерилизационной очистки, в помывочных комнатах эндоскопических отделений, при работе с острым инструментарием. Указание на цвет имеется в инструкции к Регистрационным удостоверениям на медицинские перчатки: NРЗН 2019/9264, N РЗН 2022/17549, N РЗН 2022/17182.
При формировании описания объекта закупки, установлении характеристик товара, определяющим фактором является потребность Заказчика с учетом специфики его деятельности, назначения такого товара.
В государственных стандартах, в том числе в ГОСТ 52239 - 2004, указаны минимальные значения и параметры, в том числе минимальные значения толщины (одинарная толщина в области пальцев - 0,16 мм) и длины перчаток. Данные показатели в ГОСТ обозначены словами "не менее". При этом каких-либо ограничений Национальный стандарт не содержит.
Положения ГОСТ не ограничивают Заказчика по включению в описание объекта закупки показателей характеристик товара, больших, чем минимальное значение ГОСТ. Требование к длине перчаток ( 285 мм) установлено в соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 52239-2004, согласно которому длина перчаток, измеряемая по кратчайшему расстоянию от кончика среднего пальца до края манжеты, должна быть не менее 230 мм.
Длина перчаток 285 мм необходима Заказчику для дополнительной защиты предплечья медицинского персонала при контакте с агрессивными веществами и антисептиками во время проведения лечебно-диагностических манипуляций и процедур в условиях повышенного риска.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Указание Заказчиком в извещении о закупке характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия Общества в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛДЦ" на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" при проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала (Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные) для нужд отделений ГБУЗ "Магаданская областная больница" (реестровый номер извещения 0847500000924000436) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 2 апреля 2024 г. N 049/06/33-89/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024