Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев материалы дела N065/06/104-185/2024 о включении в реестр
недобросовестных поставщиков сведений в отношении акционерного общества "САХАЛИНАВТОТЕХСЕРВИС",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила информация Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (ИНН 6501154700) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сахалинавтотехсервис" (ИНН 6501187939), в том числе в отношении директора Кравченко Сергея Анатольевича (ИНН 650102110868), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), заключенного по результатам проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств " (извещение N 0161100000423000014)(далее - аукцион).
В представленных сведениях заказчик указывает, что по результатам вышеуказанной закупки 09.10.2023 между сторонами заключен государственный контракт, в соответствии с которым Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств. Однако работы по контракту не исполнены. В этой связи, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем соответствующая информация направлена в адрес Сахалинского УФАС России.
Уведомлением-требованием от 28.03.2024 N ЕО/1399/24 рассмотрение представленной информации назначено на 03.04.2024 в 11 часов 30 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, изучив представленные в материалы дела документы, а также информацию, размещенную на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок установила следующее.
В соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области рассматривает информацию о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы (часть 8 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), в частности: порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении.
В п.п. "а, б" п. 13 разд. III. "Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении" указанного выше постановления, сказано, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно пункту 15 раздела III орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Изменение, расторжение контракта регулируется статьей 95 Закона о контрактной системы.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: 1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте; 2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе гласит, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
15.03.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
09.10.2023 между сторонами заключен государственный контракт в соответствии с которым Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации и (или) определяемыми заводами-изготовителями основных изделий автомобилей.
Услуги оказываются в соответствии с календарным планом оказания услуг, по заявкам Заказчика. Срок оказания услуг - с 01.01.2024 по 31.12.2024.
Цена настоящего Контракта (Максимальное значение цены контракта) составляет: 1 400 000,00 (Один миллион четыреста тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается на основании статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Настоящий Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из пояснений общества, основания для расторжения контракта по вине Исполнителя со стороны Заказчика отсутствовали. Исполнителем услуги в рамках заключенного Контракта оказывались надлежащим образом. Нарушения условий заключенного Контракта со стороны Исполнителя отсутствуют. Также, оказано услуг на сумму 412 313,59 руб. из 1 400 000,00 руб., что подтверждает надлежащее исполнение принятых на себя обязательств.
В соответствии с Решением отказ от исполнения Контракта со стороны Заказчика обусловлен следующими нарушениями условий Контракта Исполнителем:
1) отказ в приемке на ремонт автотранспорта Заказчика Nissan Patrol, государственный номер М 001 НУ 65 и Fiat Ducato, государственный номер М 799 ЕР 65., UAZ Patriot, государственный номер Н 206 ВХ 65 и Ssangyong Actyon Sports М 327 НХ 65;
2) установление дополнительных требований, не определённых условиями контракта по предоставлению запчастей Исполнителем, включенных в техническое задание по рыночным ценам (письма от 04.03.2024 N7 и N8);
3) включение в документы (Акт приемки - сдачи выполненных работ N2 20 от 18.01.2024 года, Акт приемки - сдачи выполненных работ N 47 от 12.02.2024 года, Акт приемки - сдачи выполненных работ N 49 от 06.02.2024 года, Акт приемки - сдачи выполненных работ N 54 от 02.02.2024 года, Акт приемки - сдачи выполненных работ N 57 от 09.02.2024 года, Акт приемки - сдачи выполненных работ N 58 от 16.02.2024 года, Акт приемки - сдачи выполненных работ N 19 на автомобиль Toyota Land Cruiser, регистрационный номер В 858 КА 65) на оплату запасных частей и материалов, не использовавшихся при проведении ремонта.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не соответствуют действительности и не являются существенным нарушением исполнения обязательств по Контракту.
1) Исполнитель от приемки в ремонт указанных автомобилей не отказывался. Произвести ремонт указанных автомобилей не представляется возможным ввиду отказа заказчика согласовать используемые автозапчасти.
В п. 1 Технического задания к Контракту, установлены следующие наименование, характеристики, объем и перечень оказываемых услуг: Ремонт и техническое обслуживание автомобилей иностранного производства (TOYOTA, NISSAN, SSANGYONG, FIAT, FORD, UAZ) с использованием собственных оригинальных запасных частей, горюче-смазочных и расходных материалов Исполнителя.
В Приложении N 1 к Техническому заданию, сторонами установлен перечень автозапчастей, используемых Исполнителем для оказания услуг по Контракту.
В с п. 3.4.5. Технического задания, в случае если в процессе технического обслуживания и ремонта автомобиля установлено, что необходимая запасная часть или эксплуатационные материалы, используемые в ходе технических или ремонтных работ, не определена в Приложении N 1 к Техническому заданию, Исполнитель вправе с согласования Заказчика использовать запасную часть или эксплуатационные материалы, не определенные в указанном Приложении, по текущим ценам, согласовав их стоимость с Заказчиком. При этом Исполнитель обязан в письменной форме и в форме электронного документа на электронную почту указанную в Контракте, проинформировать Заказчика о необходимости использования данной запасной части или эксплуатационных материалов, а Заказчик разрешить её использование, при невозможности использования аналогов, определенных в Приложении N 1 "Перечень запасных частей или эксплуатационных материалов" к Техническому заданию.
28.02.2024 года Письмом N 15 в адрес заказчика направлен запрос о согласовании необходимых запчастей, отсутствующих в Приложении N 1 к Техническому заданию.
29.02.2024 года, Исполнителем получен ответ, в котором Заказчик отказался от согласования необходимых для ремонта запчастей. Надлежащего обоснования в согласовании запчастей получено не было. При этом условиями Контракта не предусмотрена обязанность Исполнителя производить обслуживание автомобилей при отсутствии необходимых материалов в согласованной сторонами перечне. Таким образом, нарушения условия Контракта со стороны Исполнителя отсутствуют.
Для приемки указанных автомобилей в ремонт от Заказчика требовалось произвести согласование запчастей и оборудования, необходимого для ремонта и отсутствующего в Приложении N 1 к Техническому заданию.
В п. 3.4.3. Технического задания, Исполнитель оказывает услуги в соответствии с ведомостью обнаруженных дефектов Приложение N 3 составленной в присутствии Заказчика.
Таким образом, для составления ведомости дефектов необходимо присутствие Заказчика. Согласование запчастей от Заказчика получено не было.
2) В п. 3.2.5. Технического задания к Контракту, в исключительных случаях, по соглашению Сторон, при проведении технического обслуживания и ремонта автомобилей Заказчика в рамках Контракта, могут быть использованы запасные части и эксплуатационные материалы, предоставленные Заказчиком.
Ввиду кратковременного отсутствия у Исполнителя необходимых запчастей по цене, установленной Контрактом, Заказчику было предложено согласовать использование запчастей Заказчика.
3) Письмом N 1 от 26.02.2024 года Исполнителем вышеуказанные Акты сдачи-приемки работ отозваны как ошибочно составленные.
В РНП включаются только такие сведения, которые подтверждают факт недобросовестности исполнителя, основанные на результатах проведенной антимонопольным органом проверки представленных службой информации и документов, свидетельствующих об умышленной направленности действий исполнителя на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Следовательно, основанием для включения сведений в РНП является только такое уклонение исполнителя от заключения контракта или от исполнения его условий, которое явно подтверждает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) и срока исполнения заключенного контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Последовательно проанализировав взаимоотношения сторон в рамках заключенного государственного контракта, Комиссия Сахалинского УФАС не усмотрела в действиях общества недобросовестного поведения, направленного на несоблюдение срока выполнения работ либо иного умышленного уклонения от выполнения государственного контракта, поскольку термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестных характер поведения победителя аукциона.
Представленные по делу доказательства свидетельствуют о принятии обществом всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта и отсутствии фактов неисполнения своих обязательств вследствие недобросовестного поведения, совершения умышленных действий (бездействия), приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта, при этом достаточных и достоверных доказательств обратного заказчиком на заседание Комиссии не представлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 (ред. 02.07.2021) N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области (ИНН 6501154700) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сахалинавтотехсервис" (ИНН 6501187939), в том числе в отношении директора Кравченко Сергея Анатольевича (ИНН 650102110868), в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта (договора), заключенного по результатам проведения электронного аукциона по объекту: "Оказание услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств " (извещение N 0161100000423000014) - в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин
|
Члены комиссии: |
|
|
|
Подпись |
Е.Э. Осташова
|
|
Подпись |
Ил Дя Ким
|
Исп.Ким И.Д.
тел.8 (4242) 55-70-24
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 3 апреля 2024 г. N 065/06/104-185/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024