Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ООО КОТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК", Переверзевой Татьяны Адольфовны, с использованием ВКС;
от заказчика - Администрация Целинного района Алтайского края, Артамонова Андрея Юрьевича, с использованием ВКС;
рассмотрев с использованием средств ВКС жалобу ООО КОТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК" на действия комиссии по осуществлению закупки N 0117300009824000003 "Поставка модульной котельной", согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
ООО КОТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК" (далее - заявитель) обратилось в УФАС по Алтайскому краю с жалобой на нарушение законодательства РФ о контрактной системе на действия комиссии по осуществлению закупки N 0117300009824000003 "Поставка модульной котельной".
В обоснование жалобы заявитель указывает, что не согласен с отклонением своей заявки от участия в закупке. Указывает, что в описании объекта закупки: Дымовая труба, диаметр внутренний: 425 стенка не менее 8 мм - Предложение участника: Дымовая труба, диаметр внутренний: 425 стенка 8 мм.
Заявитель считает, что предложенный Показатель "стенки дымовой трубы" конкретизирован и попадает в диапазон заявленных показателей Заказчика.
Как считает заявитель, Заказчик намеренно разместил показатели, не однозначно характеризующие товар с формулировкой "не более" в столбец 5, чтобы ввести в заблуждение потенциальных Поставщиков.
Заявителем при описании предлагаемого товара указано: 1. "Клапан предохранительный ПМК-50Н или эквивалент", в данном случае у заказчика отсутствует возможность определить, какой именно товар предлагается к поставке участником закупки.
Также заявитель указывает на то, что Заказчик не правомерно обязывает Участника закупки указывать в показателях товара конкретную марку клапана предохранительного, который, по своей сути, не является предметом закупки, а лишь составной частью (комплект поставки котла).
Для определения Товара достаточно того, что предлагаемый клапан будет удовлетворять заявленным Заказчиком характеристикам (условный проход, высота, материал).
Заявитель также акцентирует внимание на том, что в Требованиях к содержанию заявки указано что, характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона, предоставление которых предусмотрено пунктом 1.1.4. настоящих Требований, формируются участником закупки в соответствии с инструкцией, размещенной на электронной площадке и столбца "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" таблицы раздела извещения об осуществлении закупки "Объект закупки".
Однако надлежащая инструкция по заполнению заявки отсутствует.
На основании изложенного просит: отменить протокол рассмотрения заявок и признать действия комиссии по отклонению заявки ООО Котельный завод "Теплоэнергетик" незаконными; обязать комиссию признать заявку ООО Котельный завод "Теплоэнергетик" соответствующей требованиям аукционной документации; выдать комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласен с доводами жалобы.
Указывает на то, что Закон о контрактной системе не устанавливает, в какой форме должна быть инструкция и в каком именно документе в составе извещения должна быть размещена.
При проведении электронного аукциона инструкция была размещена непосредственно в тексте описания объекта закупки, где в каждом столбце было указано, подлежит ли значение характеристики изменению, или должно остаться неизменным в заявке, или могут не использоваться конкретные значения показателя.
Представитель Заказчика считает, что инструкция доступна для изучения и при должной внимательности при заполнении заявки позволяет определить порядок указания значений показателей товара. Размещение инструкции непосредственно в Описании объекта закупки не противоречит требованию Закона о контрактной системе.
В заседании Комиссии был объявлен перерыв, после которого, заслушав пояснения представителей, а также изучив представленные документы в ходе внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
11.03.2024 г. на официальном сайте ЕИС было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 11.03.2024 г. N 0117300009824000003 "Поставка модульной котельной".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1,2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к медицинским изделиям должна учитываться и специфика их применения, использования, назначения и т.д.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
На основании п. 31 Постановления Правительства РФ от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" (вместе с "Правилами подтверждения соответствия электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки единым требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок и дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок", "Правилами утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") - при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона, с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки формируются наименование страны происхождения товара, товарный знак (при наличии у товара товарного знака), а также характеристики предлагаемого участником закупки товара в части характеристик, содержащихся в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона, в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. Такие характеристики размещаются оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте единой информационной системы) одновременно с размещением протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Описание объекта закупки, с указанием характеристик к закупаемому товару, в структурированном виде Заказчиком в единой информационной системе не сформировано, а лишь прикреплен отдельный файл "Описание объекта закупки", что нарушает вышеуказанные положения Законодательства о контрактной системе.
Указанное обстоятельство не позволяет участникам закупки подать заявку в структурированном виде.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно письму ФАС России от 01.07.206 г. N ИА/44536/16 "Об установлении Заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
В Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке установлена возможность подачи заявки в структурированной форме, однако, в противоречие установленным требованиям, и того, что закупка сформирована Заказчиком без использования Единой информационной системы, подать заявку в структурированной форме невозможно.
Также, в извещении об осуществлении закупки отсутствует надлежаще сформированная инструкция по заполнению заявки на участие в закупке. Содержащаяся в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" инструкция по заполнению заявки не соответствует требованиям надлежащего заполнения заявки.
При этом, отсутствие в инструкции конкретных указаний на то, как заполнять заявки, создается неопределенность порядка представления сведений о товаре.
Также, указанная инструкция содержит в себе следующую информацию: "2.4.3 при описании показателей товара и (или) их значений участнику закупки необходимо учитывать следующее:
-при формировании заявки на участие реализована работа с объектами закупки в структурированном виде и их экспорт в ЕИС в составе пакета протокола;
-характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона, предоставление которых предусмотрено пунктом 1.1.4. настоящих Требований, формируются участником закупки в соответствии с инструкцией, размещенной на электронной площадке и столбца "Инструкция по заполнению характеристик в заявке" таблицы раздела извещения об осуществлении закупки "Объект закупки".
Данное указание является отсылкой на еще одну инструкцию, размещенную на электронной площадке, однако такая инструкция в Единой информационной системе в данной закупке отсутствует.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), от 21.03.2024 N 0117300009824000003, комиссией принято решение об отклонении заявки заявителя от участия в закупке (идентификационный N 116155518) по следующему основанию: Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ).
Предложение участника: Дымовая труба, диаметр внутренний: 425 стенка 8 мм. Требования, предусмотренные в Описании объекта закупки: Дымовая труба, диаметр внутренний: 425 стенка не менее 8 мм.
Участником закупки при описании предлагаемого товара также указано: 1. "Клапан предохранительный ПМК-50Н или эквивалент", в данном случае у заказчика отсутствует возможность определить, какой именно товар предлагается к поставке участником закупки.
Однако, в данном случае, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки участников, формирование технических характеристик без использования ЕИС, усложнило процесс формирования заявки участниками закупки и привело к отклонение заявки заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также необходимость указания участниками закупки в составе заявки сведений о товарах, требования к которым составляют значительный объем текста, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения документации и пояснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к выводу о наличии нарушения Заказчиком положений ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 7 Постановления N 145 при формировании технической части аукционной документации и признает жалобу обоснованной.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО КОТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД "ТЕПЛОЭНЕРГЕТИК" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 3 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 7 Постановления N 145, неправомерными.
3. Предписание не выдавать в связи с нецелесообразностью.
4. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_______________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_______________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_______________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 1 апреля 2024 г. N 022/06/48-342/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024