В соответствии с приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 21.03.2024 года N31/24 инспекцией Воронежского УФАС России в составе:
- Чушкин Д.Ю. - руководитель управления, руководитель инспекции;
- Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель руководителя инспекции;
- Апанащик У.А. - специалист-эксперт, участник инспекции,
при участии представителя федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N33 федерального медико-биологического агентства":
- Колодезных Вячеслава Михайловича (доверенность от 18.03.2024 года N6),
при участии представителя федерального медико-биологического агентства:
- Карташовой Ларисы Геннадьевны (доверенность от 13.03.2024 года N32/78),
в связи с поступлением информации от ООО "ЗЕЛМЕДСЕРВИС" о нарушении законодательства о контрактной системе, в целях проверки соблюдения требований законодательства, руководствуясь пунктом 2 частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 25.12.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпунктом а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правил осуществления контроля в сфере закупок), проведена внеплановая проверка действий заказчика - федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N33 федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик/Субъект контроля) при проведении закупки на поставку медицинского оборудования - рентгенодиагностический аппарат (номер извещения - 0331100004424000015) (далее - Аукцион).
Основаниями проведения проверки являются пункт 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункт а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок).
Проверка проводилась с целью предупреждения, выявления и пресечения фактов нарушений законодательства о закупках Субъектом проверки.
Предметом проверки является соблюдение заказчиком - федеральным государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Клиническая больница N33 федерального медико-биологического агентства" требований Закона о контрактной системе при проведении закупки на поставку медицинского оборудования - рентгенодиагностический аппарат (номер извещения - 0331100004424000015).
Адрес местонахождения Субъекта контроля: 394036, Воронежская обл, Воронеж г, УЛИЦА НИКИТИНСКАЯ, 8.
Место проведения проверки: Воронежская обл, Нововоронеж г, УЛ КОСМОНАВТОВ, Д. 18.
У С Т А Н О В И Л А:
06.03.2024 года в Единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона от 06.03.2024 NИИ2 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 167 800 000,02 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинского оборудования - рентгенодиагностический аппарат.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения электронного аукциона.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что под открытым аукционов в электронной форме понимается конкурентный способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Так, согласно Извещению объектом закупки является: Рентгенодиагностический аппарат, Код позиции - 26.60.11.112.
Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок КТРУ.
Как следует из пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как следует из вышеизложенного, Заказчик при наличии в КТРУ соответствующей объекту закупки позиции, обязан использовать описание объекта закупки, в соответствии с позицией КТРУ.
Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что КТРУ содержит позицию, соответствующие объекту закупки - "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая" позиции с 26.60.11.112-00000039 по 26.60.11.112-00000042.
Вместе с тем, как следует из Извещения, Заказчиком, вопреки требованиям пункта 4 Правил использования КТРУ, при описании объекта закупки не использовались соответствующие позиции КТРУ.
При этом, в обоснование неприменения позиции КТРУ Заказчик на заседании Комиссии УФАС по Воронежской области сообщил следующее: позиции с 26.60.11.112-00000039 по 26.60.11.112-00000041 имеют "Поворотный стол-штатив с рентгеновским излучателем под декой стола" и не могут быть применены, в связи с тем, что Заказчику необходим аппарат, в котором стол для рентгеноскопии представляем собой Телеуправляемый стол-штатив с расположением рентгеновского излучателя над декой стола. Данное требование соответствует кодам позиций - 26.60.11.112-00000040 и 26.60.11.112-00000042. Однако, в ходе проведённого анализа совокупности установленных требований к техническим характеристикам и функциональным возможностям, выявлено, что данные позиции не позволяют в полной мере сформировать Описание объекта закупки, которое позволит Заказчику обеспечить получение аппарата, необходимого для выполнения поставленных клинических задач с учетом профиля и специфики медицинского учреждения.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России относительно указанной выше позиции Заказчика сообщает, что неприменение позиции КТРУ по причине недостаточности характеристик противоречит целям использования Заказчиками позиций КТРУ, поскольку каталог является инструментом описания заказчиком унифицированного объекта закупки в соответствии с правилами, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе.
Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар, обусловленный конкретными потребностями заказчика, тогда как КТРУ призван унифицировать характеристики и предъявляемые требования к описанию объекта закупки с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества участников и обеспечить конкурентные условия ее проведения.
Кроме того, Комиссия УФАС по Воронежской области также отмечает, что позиции каталога по медицинским изделиям формируются на основании номенклатурной классификации медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542, с участием представителей отраслевых федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минздрава России, Росздравнадзора, ФАС России), органов власти субъектов Российской Федерации, ведущих врачей и специалистов в соответствующей области, научно-исследовательских организаций.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что действия федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N33 федерального медико-биологического агентства" нарушают пункт 4 Правил использования КТРУ, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 частью 15, частью 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами осуществления контроля в сфере закупок, Инспекция
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N33 федерального медико-биологического агентства" нарушение пункта 4 Правил использования КТРУ, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранение вышеуказанных нарушений федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Клиническая больница N33 федерального медико-биологического агентства" не выдавать, в связи с тем, что по состоянию на дату и время оглашения резолютивной части решения контракт заключен.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Руководитель инспекции Д.Ю. Чушкин
Заместитель руководителя инспекции И.А. Тельпов
Участник инспекции У.А. Апанащик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 марта 2024 г. N 036/06/99-417/2024 (ключевые темы: ктру - товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - государственное бюджетное учреждение - контроль в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024