Резолютивная часть решения объявлена: 02.04.2024 года.
В полном объеме решение изготовлено: 05.04.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок,
- Тельпов И.А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,
- Шпарло В.С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителей: ООО "ОПТТРЕЙДИНГ" - Деркач А.В.; Министерства строительства Воронежской области - Белозерцевой Е.В.,
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение Министерства строительства Воронежской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ОПТТРЕЙДИНГ" в связи с односторонним расторжением контракта на поставку телевизоров для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже" (реестровый номер контракта: 2366409523823000576),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС России) поступило обращение Министерства строительства Воронежской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ОПТТРЕЙДИНГ" (далее - Поставщик) в связи с односторонним расторжением контракта на поставку телевизоров для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже" (реестровый номер контракта: 2366409523823000576).
В целях всестороннего рассмотрения обращения 01.04.2024 г. объявлен перерыв в рассмотрении, заседание продолжилось 02.04.2024 г.
Изучив материалы дела, Комиссия установила следующее.
03.07.2023 г. в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0131200001023006986 о проведении электронного аукциона на поставку телевизоров для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже".
Материалами дела установлено, что 04.07.2023 Поставщиком направлены запросы в адреса производителей - ООО "ЛГ Электроник Рус" и ООО "Самсунг Электроникс Рус Компани" с целью подтверждения возможности поставки товара по условиям Контракта.
Производители в ответах на запрос от 04.07.2023 г. уведомили Поставщика о возможности поставки товара (Исх. N 3-1408 от 05.07.2023 г, Исх. N Т-2403 от 07.07.2023 г.).
13.07.2023 г., в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1, ООО "ОПТТРЕЙДИНГ" признано победителем закупки.
15.07.2023 г. Поставщиком направлена заявка в адрес ООО "Ситилинк" на оформление заказа товара для поставки по условиям Контракта.
21.07.2023 г. от ООО "Ситилинк" Поставщиком получен счет-договор N J8080536, который был оплачен в тот же день, что подтверждается платежным поручением N 15 от 21.07.2023 г.
25.07.2023 г. между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт N 01312000010230069860001 (реестровый номер контракта: 2366409523823000576) на поставку телевизоров для обеспечения государственных нужд по строительству объекта: "Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже" на сумму 505 340,00 руб. (далее - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется поставить телевизоры для обеспечения государственных нужд по строительству объекта "Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже", а Заказчик обязуется принять Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября ,82. (далее - место доставки), с даты заключения контракта до 01.11.2023.
Однако, 13.09.2023 г. в адрес Поставщика поступило письмо (Исх. N б/н), согласно которому ООО "Ситилинк" сообщил о приостановке производства товара на неопределенный срок.
Также, 13.09.2023 г. Поставщиком направлены запросы о возможности поставки товара в адреса производителей - ООО "ЛГ Электроник Рус" и ООО "Самсунг Электроникс Рус Компани".
19.09.2023 г. и 20.09.2023 г. Поставщику направлены ответы производителей (Исх. N Т2505, Исх. N 3-1703), согласно которым производители уведомили, что производство товара по условиям Контракта приостановлено на неопределенный срок в связи с прекращением поставок комплектующих деталей.
На основании изложенного, Поставщиком было принято решение о заказе аналогов товара по условиям Контракта с максимально приближенными характеристиками.
Как пояснил представитель Поставщика, аналог с максимально приближенными характеристиками можно было оформить только по предзаказу.
21.09.2023 г. Поставщик заказал аналог товара, что подтверждается счет-договором N J9010894 от 21.09.2023 г. и платежным поручением N 08 от 21.09.2023 г.
10.11.2023 г., согласно документам о приемке N 262, Поставщиком осуществлена поставка товара.
Однако, 07.12.2023 г. Заказчиком отказано в приемке ввиду того, что "предусмотренные государственным контрактом обязательства выполнены не в полном объеме (ненадлежащим образом), что является основанием для отказа от подписания документа о приемке товара в электронном виде".
Согласно пояснениям представителя Поставщика, поставленный товар имел следующие характеристики, аналогичные характеристикам товара по условиям Контракта:
1. Диагональ экрана;
2. Пульт;
3. Тонкий корпус;
4. Звук;
5. Smart TV;
6. Wi fi;
7. Разрешение экрана;
8. Разъемы;
9. Угол обзора;
10. Все функции за исключением Airplay;
11. Цифровые тюнеры;
12. Частота обновления экрана.
Различия поставленного товара по сравнению с товаром, предусмотренным Контрактом, были в следующем:
1. Отсутствие модуля NFC;
2. Отсутствие Airplay;
3. Отсутствие композитного разъема.
В соответствии с письмом от 19.12.2023 г. Поставщик сообщил о невозможности поставки товара в соответствии с характеристиками, установленными в Контракте, и просил подписать дополнительное соглашение с иными характеристиками товара либо расторгнуть Контракт.
На основании п. 1.3. статьи 1 Контракта Заказчик-застройщик - КII ВО "Единая дирекция" направило поставщику письмо N61/2-12/ от 26.12.2023 о предоставлении информации о товаре с улучшенными техническими и функциональными характеристиками.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 12.2 Контракта расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 8-11,13-19,21-23, 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
13.03.2024 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением Поставщиком существенных условий Контракта в части поставки Товара.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, Заказчиком, во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта сформировано в ЕИС 13.03.2024 г. (получено Поставщиком посредством функционала ЕИС 13.03.2024 г.).
В соответствии с п. 3 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе - 13.03.2024 г. признаётся датой надлежащего уведомления Поставщика.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
25.03.2024 г. Поставщиком направлен ответ Заказчику на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (Исх. N б/н), согласно которому Поставщик просит Заказчика определить иные возможные характеристики товара для незамедлительной поставки или заключить дополнительное соглашение об увеличении срока поставки товара с характеристиками, указанными по условия Контракта, после возобновления их производства.
Однако, с учетом того, что существенные нарушения условий Контракта со стороны Поставщика устранены не были, основания для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта у Заказчика отсутствовали.
При таких обстоятельствах, Контракт считается расторгнутым 26.03.2024 года.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу указанных норм основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является недобросовестное поведение участника закупки, совершение им умышленных действий (бездействия), не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, отказ Заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Верховный Суд Российской Федерации также неоднократно разъяснял, что при рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков не должен ограничиваться формальной проверкой, а должен устанавливать по делу обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Порядок рассмотрения обращения органом контроля, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении установлен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)").
Как установлено подп. "а" п. 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" п. 9 и подп. "г" п. 10 Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Согласно абз. 3 подп. "а" п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведении проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Отказывая в требовании о включении в РНП сведений об ООО "ОПТТРЕЙДИНГ" Комиссией Воронежского УФАС России учтено, что:
1) На момент подачи заявки товар по условиям Контракта производился в штатном режиме, что подтверждается ответами производителей, которые были готовы взять заявку в работу и осуществить в дальнейшем поставку товара;
2) Поставщиком был оплачен счет на поставку товара до заключения Контракта, что подтверждает намерения Поставщика исполнить контракт;
3) Учитывая, что производство товара по условиям Контракта приостановлено на неопределенное время, Поставщик принимал меры для исполнения Контракта, а именно: предлагал поставку аналога с максимально приближенными характеристиками, а также предлагал заключение дополнительного соглашения о продлении срока исполнения Контракта для поставки товара по условиям Контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу о том, что надлежащее исполнение Контракта в срок оказалось невозможным вследствие непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а именно - прекращение поставок комплектующих деталей для изготовления товара по условиям Контракта.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ОПТТРЕЙДИНГ" (ИНН 5528048313).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Ведущий заседание - заместитель председателя комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина
|
Заместитель председателя комиссии |
|
И.А. Тельпов
|
Член комиссии |
|
В.С. Шпарло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 2 апреля 2024 г. N 036/06/104-425/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024