рассмотрев жалобу ИП Фролова М.С. (далее также - заявитель) и материалы дела N027/06/106-493/2024,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ИП Фролова М.С. на действия заказчика - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку ноутбуков в рамках создания и функционирования педагогических технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций высшего образования федерального проекта "Современная школа" (извещение N0322100011624000003).
В жалобе заявитель указывает на нарушение заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно: описание объекта закупки сформировано под одного производителя.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу не обоснованной.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0322100011624000003 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.03.2024.
Предмет закупки: поставка ноутбуков в рамках создания и функционирования педагогических технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций высшего образования федерального проекта "Современная школа".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 390000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.03.2024 15:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 27.03.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0322100011624000003 от 27.03.2024, в ходе осуществления закупки поступила 1 заявка, заявка признана закупочной комиссией соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым полагают доводы жалобы необоснованными в полном объеме.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-493/2024, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В случае если позиция Каталога товаров, работ, услуг не содержит описания объекта закупки, заказчик формирует описание товара, работы, услуги самостоятельно в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе без указания дополнительного обоснования необходимости использования характеристик товара, работы, услуги (Письмо Минфина России от 17.03.2020 N24-05-08/20208).
Объектом закупки является поставка ноутбуков.
В извещении установлен код КТРУ: 26.20.11.110-00000139 "Ноутбук", дата начала обязательного применения позиции каталога 03.01.2024 бессрочно, указанная позиция имеет код по ОКПД2 - 26.20.11.110 "Ноутбуки, в том числе портативные в защищенном исполнении, предназначенные для работы в сложной среде эксплуатации". Как установлено материалами дела Заказчиком установлены характеристики закупаемого товара в соответствии с указанной позицией каталога, дополнительные характеристики Заказчиком не установлены.
Согласно пояснениям заказчика, характеристики товара установлены в разделе III "Техническая часть. Описание объекта закупки" извещения о проведении закупки (далее также - Техническая часть). Как следует из пояснений заказчика, при формировании Технической части закупки заказчик исходил из потребности в товаре данного вида и достижении стоящих перед ним задач. Характеристики указанные в Технической части, обусловлены потребностью Заказчика в обеспечении учебного процесса при реализации образовательных программ.
Так же Заказчик руководствовался, при описании закупки, "Методическими рекомендациями по созданию (дооснащению) и функционированию педагогических Технопарков "Кванориум", на базе образовательных организаций высшего образования", являющимися приложением к Письму Минпросвещения России от 05.02.2024 г. N 08-120, а так же Приказом Министерства просвещения РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 8 сентября 2021 г. N 634/925 "Об утверждении стандарта оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением".
Согласно указанным пояснениям характеристикам установленным Заказчиком соответствуют ноутбуки: Ноутбук RIKOR RN NINO 200.1/AMD-028; Ноутбук 16" БЕШТАУ.
По общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Законодательство о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам изделий, и не предусматривает ограничения по включению в извещение о проведении закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Таким образом, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Заявителем не представлены доказательства невозможности подачи заявки другими участниками, в том числе и невозможность поставки ноутбуков, с указанными в Технической части характеристиками, широким кругом лиц, что могло бы привести к ограничению конкуренции.
Требуемый к поставке товар свободно обращается на рынке и может быть поставлен любым физическим или юридическим лицом. Заказчик не устанавливает ограничивающих конкуренцию требований, в том числе, к наличию товара на складе потенциального поставщика при проведении торгов - товар может быть приобретен в свободном порядке после признания конкретного лица победителем.
Достаточных доказательств того, что оспариваемые требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе ограничили право заявителя на участие в электронном аукционе, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах внеплановой проверки отсутствуют, заявителем в Хабаровское УФАС России не представлено.
При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации о проведении аукциона устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Комиссия Хабаровского УФАС России, проанализировав представленные материалы дела, не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Фролова М.С. на действия заказчика Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку ноутбуков в рамках создания и функционирования педагогических технопарков "Кванториум" на базе общеобразовательных организаций высшего образования федерального проекта "Современная школа" (извещение N0322100011624000003) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 апреля 2024 г. N 7-1/72
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024