рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Умный город" (далее также - ООО "Умный город", Общество, заявитель) и материалы дела N 027/06/106-454/2024,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Умный город" на действия заказчика - Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (далее также - заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественных территорий в 2024 г. Устройство видеонаблюдения (Сквер трудовой славы и Зона отдыха в границах центральной аллеи, территории активного отдыха по ул. Калинина в парке имени Ю.А.Гагарина) (Извещение от 18.03.2024 N 0122300038824000022).
Согласно доводам жалобы, содержание извещения спорной закупки противоречит нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в частности, в описании объекта закупки указаны точные показатели закупаемого товара без указания на максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, что является нарушением ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в итоге ограничивает возможность предложить товар с улучшенными характеристиками.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон N 44-ФЗ), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Заказчиком - Управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края проведен электронный аукцион на выполнение работ по благоустройству общественных территорий в 2024 г. Устройство видеонаблюдения (Сквер трудовой славы и Зона отдыха в границах центральной аллеи, территории активного отдыха по ул. Калинина в парке имени Ю.А.Гагарина).
Извещение N 0122300038824000022 о проведении электронного аукциона (далее также - Извещение) размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) 18.03.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 394 628,32 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.03.2024 10:00 (МСК+7).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 26.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.03.2024.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считает последнюю необоснованной в полном объеме.
Рассмотрев представленные заказчиком документы и информацию, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, в соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по благоустройству общественных территорий в 2024 г. Устройство видеонаблюдения (Сквер трудовой славы и Зона отдыха в границах центральной аллеи, территории активного отдыха по ул. Калинина в парке имени Ю.А.Гагарина).
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 2 Правил формирования КТРУ под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
При формировании объекта закупки заказчики самостоятельно определяют код ОКПД 2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, в Извещении указан код ОКПД2 - 43.21.10.290 "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки".
Как следует из п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с ч. 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, в рамках спорной закупки, объектом которой является выполнение работ, производится поставка товара.
В связи с отсутствием соответствующей потребности заказчика позиции КТРУ, описание объекта закупки производилось в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Описание объекта закупки содержится в разделе 2 Извещения "Описание объекта" (далее также - Описание объекта), где определены требования к качественным характеристикам товара.
Как следует из пояснений заказчика, при описании объекта закупки характеристики оборудования указаны с учетом интеграции с ранее установленным и используемым оборудованием и подключается к единому видеосерверу в муниципальном Центре обработки данных с обеспечением коммутации элементов программно-аппаратного комплекса видеонаблюдения.
При описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, не нарушать требования законодательства о контрактной системе, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Заказчиком определены требования к товару, соответствующие его потребностям, в связи с тем, что поставляемый товар должен интегрироваться с ранее установленным и используемым оборудованием.
Указанные заказчиком характеристики товара не ограничивают поставщика в выборе поставляемого оборудования. Поставщик может предложить любой товар соответствующий указанным характеристикам и (или) улучшенным по согласованию с заказчиком в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим на рынке типам, видам, моделям товара.
Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу о том, что оспариваемые положения Извещения, касающиеся описания объекта закупки, соответствуют требованиям Закона N 44-ФЗ, в оспариваемых действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Комиссией Хабаровского УФАС России учтено, что на участие в закупке подано 2 заявки, таким образом, действия заказчика не ограничили количества участников закупки.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 99, 105 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Умный город" на действия заказчика - Управления дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края при проведении электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству общественных территорий в 2024 г. Устройство видеонаблюдения (Сквер трудовой славы и Зона отдыха в границах центральной аллеи, территории активного отдыха по ул. Калинина в парке имени Ю.А.Гагарина) (Извещение от 18.03.2024 N 0122300038824000022) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 1 апреля 2024 г. N 7-1/58
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024