Резолютивная часть решения оглашена "29" марта 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "03" апреля 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
ГКУ Тверской области "Центр занятости населения Тверской области" (далее - Заказчик): *** (по выписе ЕГРЮЛ),
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности),
представители АНО ДПО учебный центр "ВАВИЛОН" (далее - Заявитель) на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеооконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 24.03.2024 поступила жалоба Заявителя на действия (бездействия) Заказчика комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по профессиональному обучению безработных граждан (извещение от 13.03.2024 N 0136500001124001097 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
Согласно доводам жалобы:
1) участниками с идентификационными номерами 36, 70 представлены просроченные решения о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки;
2) у участника с идентификационным номером 162 отсутствует лицензия на ведение образовательной деятельности в нарушении подпункта 4 пункта 2.2. Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению.
Представители Заказника, Уполномоченного органа представили письменные пояснения, с доводом жалобы не согласились.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвовавших в заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 13.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 126 000,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 21.03.2024, по окончании срока подачи заявок подано 5 заявок;
4) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 22.03.2024, все заявки признаны соответствующими требованиям, определен победитель.
1. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В извещении о проведении электронного аукциона и в документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению" (подпункт 4 пункта 2.2), размещенном в составе извещения о проведении закупки в ЕИС, было установлено следующее требование:
"Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
- выписка из реестра лицензий, выданная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление образовательной деятельности с указанием в приложении вида образования:
Вид образования: профессиональное обучение.
Данные требования не применяется к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно (часть 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
или
- документ, содержащий сведения о регистрационном номере и дате предоставления лицензии на осуществление образовательной деятельности с указанием в приложении вида образования:
Вид образования: профессиональное обучение.
Данные требования не применяется к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно (часть 2 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").".
Согласно протоколу подачи ценовых предложений электронного аукциона от 21.03.2024 N 0136500001124001097 минимальное предложений по цене контракта сделано участником аукциона с идентификационным номером заявки 162 в размере 68 740,00 руб. (снижение цены составило 45,44 %)
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.03.2024 N 0136500001124001097 комиссия по осуществлению закупок приняла решение о соответствии всех поданных заявок требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки.
Победителем электронного аукциона признан ИП Дударев Максим Борисович (идентификационный номер заявки 162), предложивший наиболее низкую цену контракта в размере 68 740,00 рублей.
По доводу заявителя о том, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно признана заявка ИП Дударева Максима Борисовича соответствующей требованиям извещения об осуществления закупки ввиду отсутствия лицензии на осуществление образовательной деятельности, сообщаем следующее.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона N 273-ФЗ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона N 273-ФЗ индивидуальные предприниматели вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
Согласно части 2 статьи 91 Федерального закона N 273-ФЗ соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Таким образом, получение лицензии на осуществление образовательной деятельности индивидуальному предпринимателю, реализующему образовательные программы непосредственно (без привлечения педагогических работников), не требуется.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, указанными в письме Рособрнадзора от 25.11.2022 N КО-21120/08-16005.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что исходя из положений законодательства об образовании непредоставление ИП Дударевым Максимом Борисовичем в составе заявки лицензии на осуществление образовательной деятельности, не является основанием для отклонения заявки, так как индивидуальный предприниматель может осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения самостоятельно без привлечения педагогических работников и следовательно получение лицензии в таком случае ему не требуется.
На основании вышеизложенного Комиссии приходит к выводу об необоснованности довода жалобы Заявителя.
2. На заседании комиссии установлено, что участники закупки с идентификационными номерами заявок 36 (ИП Русакова Анна Владимировна) и 70 (Автономная некоммерческая организация профессионального образования "Учебный центр Профи-Тренинг") в составе заявок не предоставили решения об одобрении крупных сделок.
В соответствии с подпунктом "м" части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
В силу части 4.1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон об НКО) для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой автономной некоммерческой организации признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономной некоммерческой организации, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами автономной некоммерческой организации не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа пояснили, что Закон об НКО определяет порядок заключения крупных сделок автономными некоммерческими организациями, но не устанавливает необходимости получения решения об одобрении или совершении таких сделок. В рассматриваемом случае невозможно применение положений Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", на которые ссылается заявитель в жалобе, поскольку деятельность участника закупки - Автономная некоммерческая организация профессионального образования "Учебный центр Профи-Тренинг" не регулируется данным Федеральным законом.
Комиссия отмечает, что заявка участника АНОПО "Учебный центр Профи-Тренинг" не содержала учредительные документы автономной некоммерческой организации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Заявитель на заседание комиссии не явился, не представил нормативное обоснование необходимости предоставления данного решения участником N 70.
Согласно пункту 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом.
Таким образом, нормами действующего законодательства установлено, что индивидуальный предприниматель - это физическое лицо (а не юридическое), имеющее право заниматься предпринимательской деятельностью (то есть деятельностью, основной целью которой является получение прибыли) с момента регистрации такого лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствующем государственном органе.
Уполномоченный орган указал, что для индивидуального предпринимателя, являющегося физическим лицом, в составе заявки предоставление решения об одобрении крупной сделки не требуется, так как индивидуальный предприниматель в силу закона действует самостоятельно, от своего имени и в своих интересах. Под действие Закона о контрактной системе в части предоставления решения о совершении или одобрении крупной сделки индивидуальный предприниматель не подпадает.
На основании вышеизложенного в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Довод жалобы является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНО ДПО учебный центр "ВАВИЛОН" необоснованной.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 3 апреля 2024 г. N 069/06/106-297/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024