Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Инспекция) в составе:
- _.
во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, писем ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19, от 19.12.2019 N МЕ/111773-ПР/19, на основании приказа Новгородского УФАС России N 18/24 от 19.03.2024, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком - Государственным областным казенным учреждением "Центр финансового обслуживания" (173003, Великий Новгород, Новолучанская, д. 27; далее - ГОКУ "ЦФО") совместно с уполномоченным органом - Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1; далее - Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку многофункциональных устройств в рамках реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Образовательные организации обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды) (Шифр: 49-2024-нр5213), извещение N 0150200003924000047 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 05.02.2024, без участия представителей заказчика и уполномоченного органа
УСТАНОВИЛА:
В феврале 2024 года государственным заказчиком - ГОКУ "ЦФО" и уполномоченным органом - Администрацией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку многофункциональных устройств в рамках реализации мероприятий по обновлению материально-технической базы образовательных организаций для внедрения цифровой образовательной среды и развития цифровых навыков обучающихся в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (Образовательные организации обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды) (Шифр: 49-2024-нр5213), извещение N 0150200003924000047 о проведении которого было размещено на официальном сайте 05.02.2024 (начальная (максимальная) цена контракта - 2 810 400,00 рублей).
Рассматриваемая закупка проводилась в рамках реализации национального проекта "Образование".
Извещение об электронном аукционе (далее - Извещение) утверждено со стороны государственного заказчика - директором ГОКУ "ЦФО" _. 23.01.2024 и данным должностным лицом была направлена заявка на определение поставщика в Администрацию, затем представленные в уполномоченный орган Извещение и входящие в его состав документы, были размещены на официальном сайте 05.02.2024.
Также, ГОКУ "ЦФО" с использованием технических средств официального сайта сформировано электронное извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Электронное извещение).
В силу пункту 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В развитие данных норм Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования каталога товара работ и услуг (далее - КТРУ, Каталог) и Правила использования КТРУ.
Согласно пунктам 2, 3 Правил формирования КТРУ под Каталогом понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами. Формирование и ведение каталога осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок, в том числе путем информационного взаимодействия с иными информационными системами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информационными системами, ведение которых осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Код позиции Каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 12 Правил формирования).
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил формирования КТРУ в описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом следующих сведений:
в случае если указанные характеристики имеют количественную оценку, то используются единицы измерения в соответствии с ОКЕИ. При отсутствии в ОКЕИ единицы измерения, в отношении которой уполномоченным органом принято решение о включении в описание товара, работы, услуги, уполномоченный орган направляет в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий разработку, ведение и применение ОКЕИ, обращение о включении такой единицы измерения в ОКЕИ. При этом до включения соответствующей единицы измерения в ОКЕИ такая единица измерения включается в описание товара, работы, услуги и считается временным значением;
в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения, в том числе с учетом требований к товару, работе, услуге, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона;
в отношении каждой характеристики, не имеющей количественной оценки, указывается исчерпывающий перечень соответствующих свойств товара, работы, услуги, в том числе с учетом требований к объектам закупки, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как указывалось ранее, в рамках рассматриваемой закупки закупается многофункциональное устройство.
В соответствии с пунктом 3.1.2 Извещения при проведении рассматриваемой закупки заказчиком используется позиция КТРУ: 26.20.18.000-00000069 "Многофункциональное устройство (МФУ)".
Указанная позиция КТРУ содержит описание объекта закупки и обязательные для применения характеристики, которые были использованы заказчиком при описании объекта закупки.
Среди прочих, используемая государственным заказчиком позиция КТРУ содержит такие обязательные характеристики как:
- "Суммарная емкость лотков подачи бумаги для печати" со значением " 150 лист" (изменяемая заказчиком (выбор одного);
- "Суммарная емкость выходных лотков" со значением " 300 лист" (изменяемая заказчиком (выбор одного).
Указанные характеристики использовались государственным заказчиком в описании объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Инструкция по заполнению заявки содержится как в Электронном извещении, так и в приложении N 1 к Извещению, согласно которой при указании суммарной емкости лотков подачи бумаги для печати значение указывается в неизменном виде, то есть " 150 лист", тогда как суммарная емкость выходных лотков указывается в виде конкретного значения.
Вместе с тем, ввиду того, что значения вышеприведенных характеристик многофункционального устройства определены в Каталоге единообразно, государственным заказчиком следовало также единообразно подойти к формированию в инструкции по заполнению таких характеристик в заявке.
Содержание инструкции по заполнению заявок не позволяет указать в заявке участника конкретное значение показателя емкости лотка подачи бумаги в определенном количестве листов, что вводит в заблуждение участников закупки при оформлении ими участия в торгах.
На основании вышеизложенного в действиях государственного заказчика - ГОКУ "ЦФО" содержится нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в формировании ненадлежащей инструкции по заполнению заявки.
Ненадлежащее формирование инструкции по заполнению заявки привело к тому, что в заявке участника закупки, признанного ее победителем, содержится противоречивая информация относительно значения характеристики "Суммарная емкость лотков подачи бумаги для печати".
Так, в структурированной форме заявки участника суммарная емкость выходных лотков указана в виде " 150 лист", а в приложенном победителем закупки файле, содержащем описание характеристик предлагаемого к поставке многофункционального устройства - "150 лист".
Также следует отметить, что в феврале 2024 года государственным заказчиком - ГОКУ "ЦФО" осуществлялась еще одна закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку многофункциональных устройств в рамках реализации мероприятий по оснащению (обновлению материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, созданы и функционируют центры образования естественно-научной и технологической направленностей) (Шифр: 49-2024-нр5172), извещение N 0150200003924000056 о проведении которого было размещено на официальном сайте 06.02.2024.
При этом, при проведении указанной закупки по ранее приведенным значениям характеристик инструкция по заполнению заявки сформирована заказчиком единообразно ("Суммарная емкость лотков подачи бумаги для печати" и "Суммарная емкость выходных лотков" должны отражаться в заявках участников закупки в виде конкретного количества листов).
Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе указывают на наличие в действиях должностного лица государственного заказчика, признаков события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
26.02.2024 между государственным заказчиком - ГОКУ "ЦФО" и Обществом с ограниченной ответственностью "ПРОСОФТ-ВН" по итогам рассматриваемой закупки заключен государственный контракт N 0150200003924000047 (реестровый номер контракта 25321139839 24 000002), в связи с чем, возможность для выдачи предписания об устранении установленных нарушений отсутствует.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Центр финансового обслуживания" нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением по результатам рассматриваемой закупки контракта.
3. Передать материалы внеплановой документарной проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика - Государственного областного казенного учреждения "Центр финансового обслуживания".
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 1 апреля 2024 г. N 053/10/99-142/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024