Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя <_>
члены Комиссии: <_>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя ООО "Ростовская Торгово-Медицинская Компания" на положения извещения при проведении электронного аукциона N зз-0014-09384-2024 "Диализаторы" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124003658, далее - Аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании комиссии 28.03.2024 посредством видеоконференцсвязи:
в присутствии:
представителя Заявителя ООО "Ростовская Торгово-Медицинская Компания" <_>. (доверенность от 13.03.2024 б/н),
представителей Заказчика БУЗ УР "ГКБ N6 МЗ УР" <_> (доверенность от 27.03.2024 N01-29/436), <_>. (доверенность от 17.01.2024 N01-29/425),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 29.12.2023 N14-юр),
на заседании комиссии 29.03.2024 посредством видеоконференцсвязи:
в присутствии:
представителя Заявителя ООО "Ростовская Торгово-Медицинская Компания" <_> (доверенность от 13.03.2024 б/н),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 29.12.2023 N14-юр),
в отсутствие Заказчика БУЗ УР "ГКБ N6 МЗ УР", уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
25.03.2024 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона.
По мнению подателя жалобы, Заказчиком сформировано описание объекта закупки таким образом, что огранивает количество участников закупки и возможность поставки товаров различных производителей.
Представитель Заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и пояснили, что описание объекта закупки составлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также в полной мере отвечает потребностям Заказчика. Закупаемый товар соответствует как минимум двум производителям - "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд.", "Нипро Корпорейшн".
19.03.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 101 265,12 рублей.
27.03.2024 - дата окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки выступает поставка диализаторов (КТРУ - 32.50.50.190-00002842).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует позицию КТРУ, при этом в данной позиции КТРУ с кодом 32.50.50.190-00002842 отсутствуют характеристики товара, в связи с чем Заказчик описывает товар в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При рассмотрении настоящего дела, установлено, что в описании объекта закупки Заказчик указал спорные позиции:
- эффективная поверхность мембраны;
- коэффициент ультрафильтрации;
- объем заполнения диализатора;
- материал корпуса.
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены такие характеристики по показателям, которые соответствуют лишь производителям "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд.", "Нипро Корпорейшн" без возможности поставки товара иного производителя.
Оценивая доводы Заявителя, Комиссия установила, что по показателям эффективная поверхность мембраны, коэффициент ультрафильтрации, объем заполнения диализатора Заказчик установил такие характеристики товара, которые отвечают его потребности исходя из особенностей проведения медицинской процедуры, поскольку диализатор является важным компонентом комплекта расходного материала, от характеристик которого зависит качество проведенного лечения.
В доводах жалобы Заявитель ссылается на разъяснения ФАС России от 18.04.2011 NАК/14239, однако учитывая временной разрез между рекомендациями и осуществляемой закупкой, Комиссия полагает, что указанные рекомендации могут не отражать актуальное положение конкурентного рынка закупаемого товара с учетом потребности Заказчика, поскольку на сегодняшний день существуют новые производители диализаторов, с более улучшенными, модифицированными характеристиками товара.
Кроме того, описанию объекта закупки Заказчика соответствуют товары не менее двух производителей - "Витал Хэлзскэя Сдн. Бхд.", "Нипро Корпорейшн", что соответствует требованиям ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссия соглашается с доводом заявителя относительно показателя "Материал корпуса - полипропилен". Комиссия полагает, что подобное указание характеристики показателя - полипропилен является избыточной, не подтверждает особенности эксплуатации диализатора.
Так, на рынке производителей товаров существуют диализаторы с материалом корпуса - поликарбонат, такие как ООО "ПО РОСТМТ", "Медика С.п.А", "Б.Браун Авитум АГ".
Комиссия при рассмотрении указанного показателя соглашается с приведенным доводом Заявителя, согласно которому поликарбонат наравне с полипропиленом является видом пластика, используемого в производстве товаров (в том числе медицинских), прошедшие государственную регистрацию при проверке медицинского изделия Росздравнадзором РФ, соответственно, на такие медицинские изделия Росздравнадзором РФ выданы регистрационные удостоверения, позволяющие производителям таких товаров осуществлять изготовление, продажу товаров в свободном доступе.
Таким образом, Росздравнадзор РФ как уполномоченное учреждение по регистрации медицинских изделий осуществил экспертизу медицинских изделий - диализаторов с материалом корпуса как поликарбонат, так и полипропилен, и пришел к выводу о безопасности таких изделий, и возможности их эксплуатации без нанесения вреда здоровью человеку.
Учитывая изложенную позицию, доводы Заказчика об опасности поликарбоната при его использовании и т.д. опровергаются фактическим наличием зарегистрированных медицинских изделий с материалом корпуса поликарбонат на территории как Российской Федерации, так и других стран (например, ФСЗ 2010/06213, РЗН 2020/12009).
С учетом изложенного, Заказчиком БУЗ УР "ГКБ N6 МЗ УР", уполномоченным учреждением ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" при формировании описания объекта закупки нарушены положения ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Однако, учитывая, что на участие в закупке было подано 4 заявки, участники предложили товары различных производителей, указанное нарушение не привело к ограничению количества потенциальных участников закупки, а также учитывая, что Заявитель не является производителем товара, и мог предложить товар, соответствующий описанию объекта закупки, Комиссия пришла к выводу предписание для устранения выявленных нарушений не выдавать.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ростовская Торгово-Медицинская Компания" на положения извещения при проведении электронного аукциона N зз-0014-09384-2024 "Диализаторы" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124003658) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика БУЗ УР "ГКБ N6 МЗ УР", уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику БУЗ УР "ГКБ N6 МЗ УР", уполномоченному учреждению ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностного лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 марта 2024 г. N 018/06/106-245/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024