Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии - врио заместителя руководителя <_>,
члены Комиссии: <_>- старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев жалобу Заявителя ООО "СоМеТе" на положения извещения при проведении электронного аукциона Nзз-0014-03481- 2024 "Поставка оборудования - системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124003705, далее - Аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
на заседании комиссии 01.04.2024 посредством видеоконференцсвязи:
в присутствии:
представителя Заявителя ООО "СоМеТе" <_> (доверенность от17.01.2024 б/н),
представителя Заказчика Министерства здравоохранения УР <_> (доверенность от 29.03.2024 N13), <_> (доверенность от 10.10.2023 N35),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 29.12.2023 N14-юр),
слушателя - представителя ООО "МедЛига" <_> (доверенность от 29.03.2024 N7/2024/МЛ),
на заседании комиссии 02.04.2024 посредством видеоконференцсвязи:
в присутствии:
представителя Заказчика Министерства здравоохранения УР <_> (доверенность от 29.03.2024 N13), <_> (доверенность от 10.10.2023 N35),
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение): <_> (доверенность от 29.12.2023 N14-юр),
в отсутствие Заявителя ООО "СоМеТе", уведомленного о рассмотрении настоящего дела,
слушателя - представителя ООО "МедЛига" <_> (доверенность от 29.03.2024 N7/2024/МЛ),
УСТАНОВИЛА:
26.03.2024 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона.
По мнению подателя жалобы, описание объекта закупки соответствует лишь одному производителю - ЗАО "Адвин Смарт Фэктори" томограф Ventum.
Представитель Заказчика и уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились и пояснили, что описание объекта закупки составлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также в полной мере отвечает потребностям Заказчика. Закупаемый товар соответствует как минимум двум производителям - ЗАО "Адвин Смарт Фэктори" томограф VENTUM, АО "НИПК "Электрон".
19.03.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 62 560 000,00 рублей.
29.03.2024 - дата окончания подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев довод жалобы Заявителя пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Извещением установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении аукциона объектом закупки выступает поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела, для которого Заказчик во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе использует позицию КТРУ - 26.60.11.119-00000024, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Проанализировав извещение, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик использует характеристики, поименованные в позиции КТРУ.
При этом, при анализе характеристик в описании объекта закупки Комиссия установила следующие спорные характеристики:
-диаметр апертуры гентри (больше или равно 75);
Заявитель указывает, что Заказчиком установлены такие характеристики по показателям, которые соответствуют лишь одному производителю товара ЗАО "Адвин Смарт Фэктори" томограф VENTUM.
Оценивая доводы Заявителя, Комиссия установила, что под сформированные характеристики описания объекта закупки действительно подходит лишь один производитель - ЗАО "Адвин Смарт Фэктори" томограф VENTUM.
Согласно инструкции на томограф VENTUM, размещенной на сайте Росздравнадзора РФ, диаметр апертуры гентри соответствует значению, указанному в описании объекта закупки больше или равно 75 см.
При этом, проанализировав руководство по эксплуатации АО "НИПК "Электрон", также размещенное на сайте Росздравнадзора РФ, на стр. 8-106 указан параметр диаметра туннеля гентри - 720 мм (72 см), что не соответствует указанным значениям Заказчика больше или равно 75 см.
Следует отметить, что на участие в закупке была подана заявка с предложением к поставке товара производителя Сименс Хелскэа ГмбХ, согласно инструкции которого указанный товар соответствует по диаметру апертуры гентри, но не соответствует по показателю - подаваемый ток 13 мА (стр. 144 инструкции по эксплуатации), в описании объекта закупки значении установлено меньше или равно 10.
Таким образом, Заказчиком при формировании описания объекта закупки показатели товара сформированы таким образом, что позволяет сделать однозначный вывод о соответствии товару лишь одного производителя - ЗАО "Адвин Смарт Фэктори" томограф VENTUM, что свидетельствует о нарушении при формировании описания объекта закупки Заказчиком, уполномоченным учреждением положений ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При этом, антимонопольный орган неоднократно отмечал, что подобное формирование описания объекта закупки под одного производителя товара является недопустимым и несоответствующим положениям Закона о контрактной системе, влечет за собой ограничение потенциальных участников закупки, тем самым нарушая их права и законные интересы (Указанная позиция также отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Кроме того, следует отметить, что Заказчиком ранее была проведена закупка (номер извещения в ЕИС - 0813500000124003316) на приобретение аналогичной системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела с НМЦК контракта в 45 000 000,00 рублей. В описании объекта указан показатель диаметр апертуры гентри - больше или равно 70. Так, в оспариваемой закупке Заказчиком увеличена НМЦК контракта порядка 17 560 000,00 рублей, при этом при рассмотрении настоящего дела Заказчиком не обосновано каким образом две закупки на приобретение аналогичного оборудования имеют существенные различия, что позволило бы Комиссии сделать вывод о реальной целесообразности увеличения НМЦК контракта на столь существенный размер.
В рамках внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно итоговому протоколу от 02.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 заявки:
- заявка N1 (2059315) ООО "Гарант-Мед" с предложением к поставке товара производителя ЗАО "Адвин Смарт Фэктори" томограф VENTUM;
- заявка N2 (2061939) ООО "МедикалТек" с предложением к поставке товара производителя ЗАО "НИПК "ЭЛЕКТРОН";
- заявка N3 (2063770) ООО "УЗ Медикал Групп" с предложением к поставке товара производителя Сименс Хелскэа ГмбХ.
При этом, заявка N2 (2061939) ООО "МедикалТек" была отклонена аукционной комиссией по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, заявка N3 (2063770) ООО "УЗ Медикал Групп" была отклонена по п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе, победителем признан участник ООО "Гарант-Мед".
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ N878 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Таким образом, заявка N3 аукционной комиссией была правомерно отклонена по основанию п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании комиссии представитель уполномоченного учреждения указал, что томограф Сименс Хелскэа ГмбХ не соответствует по показателю - подаваемый ток 13 мА (стр. 144 инструкции по эксплуатации), в описании объекта закупки значении установлено меньше или равно 10. Таким образом, заявка N3 была отклонена лишь по одному основанию - на основании соблюдения национально режима в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, поскольку на участие в закупке была подана 1 заявка с предложением к поставке товара со страной происхождения - Российская Федерация. Однако, аукционной комиссией не указано основание для отклонения в связи с несоответствием предлагаемого товара по представленному показателю минимального значения тока.
Таким образом, в действиях аукционной комиссии усматривается нарушение п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в не указании в итоговом протоколе всех оснований для отклонения заявки N3.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя, признает в действиях Заказчика Министерства здравоохранения УР, уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, в действиях аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
С учетом выявленных нарушений, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений путем аннулировании закупки.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СоМеТе" на положения извещения при проведении электронного аукциона Nзз-0014-03481- 2024 "Поставка оборудования - системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела в рамках реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000124003705) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Министерства здравоохранения УР, уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" нарушение ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" нарушение п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику Министерству здравоохранения УР, уполномоченному учреждению ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностного лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 2 апреля 2024 г. N 018/06/106-257/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024