Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2024 г.
Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2024 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_", "_";
в отсутствие представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Усть-Илимская городская больница" (далее - Заказчик) - ходатайство N987 от 28 марта 2024 г.,
при участии представителя Индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Игоревича (далее - ИП Мельников А.И.) - "_" (доверенность от 10 ноября 2023 г.),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ИП Мельникова А.И. в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 27 марта 2024 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ИП Мельникова А.И. в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ИП Мельниковым А.И. допущены нарушения условий по государственному контракту от 09 февраля 2024 г. N 16-2024 на поставку реагентов к автоматическому гематологическому анализатору SYSMEX, имеющегося у заказчика (закрытая система) (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ИП Мельникове А.И. в Реестр.
ИП Мельниковым А.И. представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/340/24 от 27 марта 2024 г.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 27 декабря 2024 г. в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 27.12.2023 N0134200000123006380".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 259 840 руб. 00 коп.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.01.2024 NИЭА1 на участие в закупке поступило 3 заявки. Минимальное ценовое предложение поступило от участника N 229 - 2 987 305 руб. 62 коп., тем самым снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 29,87%.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.01.2024 NИЭА1 заявка ИП Мельникова А.И. признана победителем.
09 февраля 2024 г. между Заказчиком и ИП Мельниковым А.И. заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику реагенты к автоматическому гематологическому анализатору SYSMEX, имеющегося у заказчика (закрытая система) (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Согласно пункту 3.5 "Срок поставки Товара: Поставка Товара осуществляется в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента передачи заявки Заказчиком. Заказчик формирует заявку в соответствии со своей потребностью в Товаре. Заявка Заказчика может содержать как весь объем Товара, предусмотренного Контрактом к поставке, так и его часть.
Заявка подается Заказчиком в письменной форме по электронной почте: medrepair@bk.ru
Заявка, поданная Заказчиком, считается полученной Поставщиком в день ее отправки Заказчиком по указанному адресу электронной почты.
Поставка Товара осуществляется в рабочие дни с 08 часов 00 минут до 15 часов 00 минут.
Период поставки: до 30 июня 2024 год по заявке заказчика, не более 3-х поставок".
Цена Контракта составляет 2 987 305 руб. 62 коп.
Из представленных на обозрение Комиссии Заказчиком документов установлено, что 14 февраля 2024 г. в адрес ИП Мельникова А.И. направлена заявка на поставку Товара.
Согласно условиям Контракта, срок поставки Товара ИП Мельниковым А.И. истекал 29 февраля 2024 г.
Комиссией установлено, что в указанные сроки ИП Мельников А.И. не поставил Товар, указанный в заявке от 14 февраля 2024 г.
В связи с чем, 05 марта 2024 г. Заказчик посредством ЕИС разместил претензионное письмо (исх. N773 от 05 марта 2024 г.) с требованием о поставке Товара в течение пяти рабочих дней.
Согласно письменным пояснениям Заказчика претензионное письмо ИП Мельниковым А.И. оставлено без ответа, Товар не поставлен в полном объеме.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено: "Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта, по решению суда.".
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено заказчиком в Единой информационной системе 14 марта 2024 г.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25 марта 2024 г.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Из пояснений представителя ИП Мельникова А.И. установлено следующее.
08 февраля 2024 г. товар был заказан ИП Мельниковым А.И. у своего контрагента - ООО "МедПартс", который занимается оптовыми поставками в Россию импортных товаров медицинского назначения.
ООО "МедПартс" произвел заказ данного товара у своего польского поставщика Sp. z o.o. DIPGROUP по инвойсу FV 2/2/2024 от 09.02.2024 г., со сроком поставки до 20 февраля 2024 г.
29 февраля 2024 г. от Sp. z o.o. DIPGROUP в адрес ООО "МедПартс" было получено письмо N96) с указанием на форс-мажорные обстоятельства в виде непредвиденного расширения и ужесточения санкционной политики на территории растаможивания в Польше в результате принятия 12 Пакета секторальных антироссийских санкций. Товар необоснованно классифицируется польскими таможенными органами как предмет роскоши из-за крупной партии поставки несмотря на то, что товар задекларирован как товар медицинского назначения. Для преодоления этой проблемы Sp. z o.o. DIPGROUP вынужден разбить заказанную партию товара на несколько мелких поставок и провести таможенные процедуры заново. Это приведет к задержке поставки - первая партия будет доставлена на склад ООО "МедПартс" до 07 марта 2024 г., вторая партия - до 22 марта 2024 г.
Как было указано выше 05 марта 2024 г. от Заказчика в адрес ИП Мельникова А.И. поступила претензия с требованием поставить товар в течение 5 рабочих дней.
На обозрение Комиссии ИП Мельников А.И. представил письмо от 07 марта 2024 г. с уведомлением о задержке в поставке товара, с указанием сроков преодоления форс-мажорных обстоятельств.
11 марта 2024 г. по заявке ООО "МедПартс" специализированному перевозчику товаров медицинского назначения ООО "Авинекс" товар был передан в перевозку со сроком исполнения - доставки Заказчику до 20 марта 2024 г.
22 марта 2024 г. ООО "Авинекс" уведомило ООО "МедПартс" о задержке в поставке по заявке N65, с указанием на крайнюю дату доставки груза в адрес Заказчика - 27 марта 2024 г. Задержка возникла в связи с крупногабаритностью груза - в составе заявки Заказчика указан, в частности, товар в количестве 40 канистр объемом 20 литров каждая, габариты 1 м куб каждая, общим весом более 800 кг
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности ИП Мельникова А.И.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ИП Мельникова А.И., при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ИП Мельникова А.И., объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Индивидуального предпринимателя Мельникова Андрея Игоревича ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 3 апреля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024