Резолютивная часть решения оглашена 28.03.2024
В полном объеме решение изготовлено 02.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Сети и сервис", при участии в дистанционном режиме:
- представителя МУ "Администрация "Травниковского сельского поселения" Ернизаевой Э.З., действующего на основании доверенности от 27.03.2024,
- представителя ООО "Сети и сервис" Шавкуновой Е.Ю., действующего на основании доверенности от 21.03.2024,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.03.2024 поступила жалоба ООО "Сети и сервис" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт плоскостных сооружений стадиона, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники, ул. Молодежная, 24 (извещение N 0169300019324000002) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 09.02.2024 Муниципальное учреждение "Администрация "Травниковского сельского поселения" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 186 960 625, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.03.2024.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Сети и сервис" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы и пояснил, что опыт исполнения контракта на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства подтверждается гражданско-правовым договором, что предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, при этом сведения представленные в составе заявки являются достоверными, подтверждающими цену контракта и объем исполненных обязательств.
Представители заказчика на заседании Комиссии возражали против доводов жалобы, представили письменные пояснения и указали, что основанием отклонения заявки общества послужил тот факт, что в составе заявки представлены сведения о контракте с указанием на письмо Минстроя РФ, а также расценок в сметной документации на 4 квартал, тогда как контракт заключен в 3 квартале, кроме того сведения о контракте не размещены в единой информационной системе, что прямо противоречит условиям самого контракта, что свидетельствует о недостоверности представленной информации в составе заявки участника закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки н участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной систем предусмотрено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В абзаце 6 подпункта б пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с позицией 10 Приложения к Постановлению N 2571 указано, что при проведении закупок на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) предъявляются следующие дополнительные требования о наличие у участника закупки опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, из указанных положений Постановления N 2571 следует, что в случае предоставления опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), то такой договор должен быть заключен и исполнен в соответствии с Законом о контрактной системе либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом при предоставлении договоров в соответствии с пунктами 2, 3 позиции 10 Постановления N 2571 участник закупки вправе предоставить гражданско-правовой договор, в том числе заключенный в рамках Закона о контрактной систем и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно извещению о закупке предметом контракта является капитальный ремонт плоскостных сооружений стадиона, расположенного по адресу: Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники, ул. Молодежная, 24, начальная (максимальная) цена контракта составляет 186 960 625, 00 рублей, в связи с чем заказчиком установлены дополнительные требования к участнику закупки по позиции 10 Приложения к Постановлению N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов от 18.03.2024 (далее - протокол) заявка ООО "Сети и сервис" (N 248) отклонена по причине предоставления документов, подтверждающих опыт выполнения работ, содержащих недостоверные сведения в части сведений о цене контракта, а также отсутствия сведений о контракте в единой информационной системе со ссылкой на пункт 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Как следует из документов, представленных заказчиком, в составе заявки ООО "Сети и сервис", направленной оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, содержит следующие документы:
- контракт N 081 от 24.07.2023 на выполнение работ по реконструкции офисного здания, расположенного по адресу г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 9В в соответствии с локальными сметными расчетами N 01-01-01 и 02-01-02 с ценой контракта 39 281 298, 40 рублей (далее - контракт);
- документы об исполнении контракта: два акта выполненных работ по форме КС-2 от 29.09.2023, справка по форме КС-3 от 29.09.2023 на общую сумму 39 281 298, 40 рублей, а также акт приемки объекта капитального строительства от 29.09.2023.
Из протокола подведения итогов следует, что одной из причин признания представленных сведений недостоверными является применение при формировании сметной документации и актов выполненных работ письма Минстроя России от 15.12.2023 N78338-ИФ/09, которое не принято на дату подписания смет и актов.
При рассмотрении указанных документов действительно установлено, что в локальных сметных расчетах N 01-01-01 и 02-01-02, а также актах выполненных работ в итоговой части документов при применении повышающих коэффициентов к эксплуатации машин и оборудования (12,6), а также материалов (6,9) указано на данное письмо Минстроя России, однако само по себе указание на письмо может свидетельствовать о недостоверности представленных сведений о цене контракта.
Из предмета контракта следует, что заключенный договор имеет правовую природу договора строительного подряда, порядок заключения которого регламентируется главой 37 параграф 3 Гражданского кодекса РФ.
Из части 1 статьи 709 ГК РФ следует, что в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В соответствии с частью 1 статьи 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Из указанных норм следует, что цена определяется сторонами по соглашению сторон, в том числе путем составления сметы, при этом из положений гражданского законодательства не следует, что стороны обязаны применять при определении цены коэффициенты и расценки строго в соответствии со сметными нормативами, при этом из представленного контракта однозначно следует, что цена определена сторонами и является твердой на весь срок исполнения контракта.
При этом комиссией не представлены доказательства того, что цена, указанная в контракте, не соответствует фактической стоимости работ, принятых и оплаченных обществу, при том, что заявителем в материалы дела представлены финансовые документы (платежное поручение N 1720 от 28.12.2023, универсальный передаточный акт от 28.12.2023, выписка операций по лицевому счету от 28.12.2023), из которых следует, что ООО "Сети-Сервис" произведена оплата выполненных работ, соответствующая цене заключенного контракта.
На заседании Комиссии представитель общества также пояснил, что указание на письмо Минстроя России от 15.12.2023 N78338-ИФ/09 в сметной документации и актах выполненных работ произошло вследствие того, что указанные документы были составлены в сентябре 2023, а подписаны сторонами в декабре 2023, так как фактически работы выполнены оплачены заказчиком 28.12.2023.
Таким образом, указание в протоколе подведения итогов на то, что обществом представлены недостоверные сведения в части указания письма Минстроя России от 15.12.2023 N78338-ИФ/09 при подтверждении стоимости фактически принятых и оплаченных обязательств по контракту еще не свидетельствует о представлении недостоверных сведений о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 2 позиции 10 Постановления N 2571.
Кроме того, согласно протоколу в пункте 14.2 контракта предусмотрено, что контракт считается заключенным с момента его размещения информации в единой информационной системе, вместе с тем в единой информационной системе информация о данном договоре отсутствует.
Вместе с тем, указание данных условий исполнения контракта не свидетельствует о том, что участником закупки предоставлены недостоверные сведения, подтверждающие опыт выполнения работ, так как в материалы дела представлен контракт, который заключен не в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", соответственно с учетом части 1 статьи 432 ГК РФ контракт считается заключенным с момента согласования сторонами всех существенных условий контракта (предмет договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение).
Так, из условий контракта следует, что сторонами согласованы предмет, цена контракта, срок выполнения работ, что позволяет сделать вывод о согласовании сторонами всех существенных условий, предусмотренных для данного вида договора. Таким образом, неразмещение сведений о заключенном контракте в единой информационной системе не свидетельствует о незаключенности договора и тем более о недостоверности представленных сведений, подтверждающих опыт выполнения работ.
Вместе с тем, из письменных пояснений заинтересованного лица - ООО "СК "Авантаж" следует, что заявителем в составе документов, подтверждающих опыт выполнения работ не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также предоставлены недостоверные сведения в части объема выполненных работ, в том числе указано, что фактически работы на объекте по адресу: г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 9В не производились, не могут быть приняты и оценены Комиссией, так как указанные обстоятельства не нашли своего отражения в протоколе.
При этом, комиссия антимонопольного органа отмечает, что отклонение заявки в виду предоставления недостоверных сведений о наличии опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением N 2571 требует от аукционной комиссии наличия достаточных и достоверных данных, которые подтверждали бы указанный факт.
На основании изложенного, в нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе действия аукционной комиссии по отклонению заявки ООО "Сети и сервис" в соответствии с основаниями, указанными в протоколе, являются необоснованными, так как указанные факты не свидетельствуют о недостоверности информации, подтверждающей опыт выполнения работ участника закупки.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Сети и сервис" на действия аукционной комиссии обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях аукционной комиссии нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 апреля 2024 г. N 074/06/106-637/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2024