На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка в отношении МКУ "Управление ЖКХ города" МО г. Новороссийск при проведении администрацией МО г. Новороссийск открытого конкурса в электронной форме: "Посадка деревьев по адресу: г. Новороссийск, ул. М. Ахеджака" (извещение N 0118300013321001692) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю во исполнение решения Арбитражного суда Краснодарского края по делу А32-17627/2022 проводится внеплановая проверка по закупке N 0118300013321001692.
Уполномоченным органом представлены письменные пояснения по существу жалобы, в которых указывает, что положения конкурсной документации соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО г. Новороссийск проводился открытый конкурс в электронной форме: "Посадка деревьев по адресу: г. Новороссийск, ул. М. Ахеджака" (извещение N 0118300013321001692). Заказчик - МКУ "Управление ЖКХ города" МО г. Новороссийск.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 673 790,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 2 ст. 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги.
В силу п. 3) ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутаций.
В силу п. 4) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Пунктом 28 Правил предусмотрено оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого Заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного п. 11 Правил.
Так, в п. 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Пунктами 23 и 24 Правил установлен порядок расчета количества баллов, присуждаемых участникам закупки при оценке заявок таких участников по нестоимостным критериям оценки.
Конкурсная документация содержит Раздел 10 "Критерии оценки заявок на участие в закупке и величины их значимостей" Заказчиком установлено, что оценка заявок производится с использованием 2 критериев оценки заявок. Сумма величин значимости критериев оценки заявок, установленных в документации, составляет 100 процентов.
Критерии оценки заявок |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Значимость критерия, |
Коэффициент значимости |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
1. Цена контракта (стоимостной) |
100 баллов |
60% |
0,6 |
60 баллов |
100 баллов |
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (нестоимостной) |
100 баллов |
40% |
0,4 |
40 баллов |
1. Критерий "Цена контракта".
2. Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Наименование показателя критерия |
Значение |
Величина значимости показателя критерия оценки в процентах |
Формула расчета количества баллов и (или) шкала оценки или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения |
Документы, подтверждающие квалификацию участника |
1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера <*> и объема |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
50 |
Количество баллов, присуждаемых по значению показателя, определяется по формуле:
где: Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; КЗ - коэффициент значимости значения показателя. Максимальный балл при наибольшем значении. |
копия ранее исполненного контракта (договора), копия акта (актов) выполненных работ |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
50 |
Количество баллов, присуждаемых по значению показателя, определяется по формуле:
где: Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; КЗ - коэффициент значимости значения показателя. Максимальный балл при наибольшем значении. |
копия ранее исполненного контракта (договора), копия акта (актов) выполненных работ |
|
ИТОГО |
|
100 |
|
|
<*> под выполнением работ сопоставимого характера и объема понимается выполнение работ по посадке и уходными работами (озеленение) за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
На основании пункта 27 Правил, пункта 4 части 1 ст. 32 Закона о контрактной системе показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки; в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера.
Заказчиком установлено требование о подтверждении опыта по выполнению работ по посадке и уходным работам (озеленение) за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Заказчиком по нестоимостному критерию установлена максимальная сумма исполненного контракта (договора) участника и общая сумма исполненных контрактов (договоров).
Не согласившись с конкурсной документации и посчитав, что в её содержании допущено существенное нарушение порядка установления критериев оценки заявок участников закупки, повлекшее за собой необоснованное ограничение конкуренции, ООО "Экологическая городская компания" обратилось с жалобой в Краснодарское УФАС России.
17 января 2022 г. Комиссией Краснодарского УФАС России была рассмотрена жалоба ООО "Экологическая городская компания" на действия МКУ "Управление ЖКХ города" МО г. Новороссийск при проведении администрацией МО г. Новороссийск открытого конкурса в электронной форме: "Посадка деревьев по адресу: г. Новороссийск, ул. М. Ахеджака" (извещение N 0118300013321001692). По результатам рассмотрения принято решение N26/2022-КС по делу N023/06/54.3-90/2022 от 17.01.2022 г. признать жалобу ООО "Экологическая городская компания" необоснованной.
ООО "Экологическая городская компания" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю) от 17.01.2022 N 26/2022-КС по делу N 023/06/54.3-90/2022. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.03.2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 03.08.2023 решение Арбитражного суда Краснодарского края А32-17627/2022 от 23.03.2023 отменено. Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции по делу А32-17627/2022 от 22.11.2023 г. обжалуемый судебный акт оставлен без изменения.
Суды апелляционной и кассационной инстанции указали, что при оценке нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" заказчиком оценивались следующие значения: наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров), общая стоимость исполненных контрактов (договоров).
При формировании конкурсной документации в части оценки заявки участников конкурса по нестоимостным критериям и показателям муниципальный заказчик руководствовался исключительно тем, на какую максимальную стоимость участник конкурса ранее исполнил контракты (договоры), и какова максимальная суммарная стоимость исполненных контрактов (договоров), указывая, что данные показатели подтверждают опыт участника.
Установленная Заказчиком трактовка нестоимостных критериев оценки заявок участников представлена таким образом, что победителем конкурса может стать лишь тот участник закупки, у которого выполнено наибольшее количество договоров (контрактов) по посадке и уходным работам (озеленение) за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке и у которого имеется исполненный контракт с наибольшей стоимостью. В свою очередь, неустановление в извещении о проведении закупки предельного значения по опыту, который подлежит оценке, приводит к необоснованному предоставлению участнику закупки, обладающему максимальным опытом, преимущественного положения, которое невозможно преодолеть в ходе конкурентной борьбы даже в случае значительного снижения цены (что в данном случае фактически подтвердилось результатами конкурса). В случае если один из участников показывает избыточный опыт, остальные участники получат необоснованно низкий балл по данному критерию даже при наличии достаточного опыта выполнения аналогичных работ, сопоставимого с объемом закупки. И даже при снижении цены контракта, что очевидно следует из представленных сторонами расчетов. Администрация в своем отзыве рассчитала, что в спорном конкурсе преодолеть большой опыт работы участника можно было, снизив цену контракта на 66,77%, что явно невыгодно для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Суды указали, что неприменение заказчиком пороговых значений заведомо ставит участников конкурса с избыточным опытом только в стоимостном выражении в преимущественное положение по сравнению с иными участниками конкурса, которые также имеют необходимый и достаточный опыт и способны оказать услуги надлежащим образом. Принимая во внимание удельный вес критерия "Квалификация участника закупки" по единственному показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (40%), следует вывод о том, что потенциальные участники закупки, не обладающие опытом исполненных договоров/контрактов по объекту закупки на выполнение посадки деревьев по адресу: г. Новороссийск, ул. М. Ахеджака, не имеют возможности занять первое место по итогам процедуры закупки ни при каких условиях. В закупке начальная максимальная цена контракта составила 5 673 790 рублей. Участник с идентификационным номером заявки 1, который впоследствии признан победителем конкурса, представил в качестве подтверждения своего опыта один исполненный контракт на сумму 100 979 393 рубля 32 копейки, а также ранее исполненные контракты на общую сумму 302 844 644 рубля 99 копеек. Из протокола подведения итогов конкурса от 20.01.2022 видно, что остальные участники закупки значительно уступают по опыту в стоимостном выражении данному участнику, который стал победителем конкурса, набрав в совокупности по 2-м критериям (стоимостной, нестоимостной) итоговый балл 90, при условии предложения начальной максимальной цены конкурса в размере 5 673 790 рублей. Таким образом, условия оценки заявок, установленные заказником, позволили победителю конкурса "нивелировать" стоимостный критерий и все равно стать победителем, набравшим наибольший балл, с максимальной ценой контракта.
Суды установили, что заказчиком использовались такие критерии оценки опыта, которые отражают исключительно денежное выражение данных значений. При этом, установление таких критериев оценки в данном случае не является целесообразным, поскольку максимальная цена контракта составила 5 673 790 рублей, и все остальные участники конкурса имели аналогичный опыт исполнения контрактов на данную сумму. Такой подход ведет к тому, что при вновь проводимых конкурсах по таким же условиям отбора победителя, вероятность победы организации, которая ранее уже выполняла идентичные работы по муниципальному контракту на той же территории, будет максимальной, так как поставщик (исполнитель), побеждая в новых закупках будет все больше и больше наращивать критерий опыта в стоимостном выражении, что приведет к невозможности конкуренции с другими организациями из-за значительно "разрыва в опыте".
В спорной закупке заказчиком не применялись такие нестоимостные показатели как квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; деловая репутация участника закупки. Единственным критерием оценки заявок участников в данном случае являлся опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Установленный единственный показатель по опыту успешного выполнения работ, в том числе без применения максимальных пределов оценки опыта участников, как составного элемента нестоимостного критерия "квалификация участника закупки", препятствует определению наилучшего предложения среди участников конкурса. В спорной закупке заказчик определяет по нестоимостному критерию лишь максимальную сумму исполненного контракта (договора) участника и общую сумму исполненных контрактов (договоров), что не означает более худшее предложение у тех участников закупки, у которых сумма ранее выполненных работ меньше, чем у того участника, у которого их выполнено больше. Данные действия заказчика ограничивают конкуренцию и противоречат части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - МКУ "Управление ЖКХ города" МО г. Новороссийск, уполномоченного органа - администрации МО г. Новороссийск установлено нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 4, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт по закупке исполнен, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с тем, что срок привлечения к административной ответственности истек, материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 29 марта 2024 г. N 023/06/99-1569/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024