Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
рассмотрев обращение от МКУ "Управление муниципального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления" по факту уклонения победителя электронного аукциона ИП Юсупова Ю.Г. от заключения контракта на выполнение работ по благоустройству в поселке Ханымей (устройство автомобильных парковок), начальная (максимальная) цена контракта 2 287 496, 00 рублей, (извещение по закупке N 0190300001324000185) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение исключительно с использованием ЕИС от МКУ "Управление муниципального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления" о включении информации об участнике закупки - ИП Юсупове Ю.Г. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением победителя электронного аукциона от заключения контракта на выполнение работ по благоустройству в поселке Ханымей (устройство автомобильных парковок).
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, заказчик 05.03.2024 опубликовал извещение о проведении электронного аукциона N N0190300001324000185.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 287 496, 00 рублей.
По окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ЕИС, установлено:
13.03.2024 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 для закупки N0190300001324000185, согласно которому ИП Юсупов Ю.Г. признается победителем электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
По данным единой информационной системы "Проект контракта" размещен 15.03.2024.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта.
Таким образом, регламентированный срок для подписания контракта победителем - 22.03.2024.
Из пояснения участника закупки ИП Юсупов Ю.Г следует, что. "17.03.2024 14:43 (МСК) от электронной площадки http://www.tektorg.ru/ получен документ "Проект контракта, подписанный поставщиком" от 17.03.2024".
Таким образом, участник закупки в установленный Законом о контрактной системе срок выполнил требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяются участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Участник закупки ИП Юсупов Ю.Г. пояснил следующее: "После публикации проекта контракта, Участник обратился за выдачей независимой гарантии в Сбербанк, оформив и оплатив ее, банк долгое время ее не выпускал, как выяснилось позже платеж не был найден в системе, поэтому гарантию начали оформлять в ручном режиме и Участник оплатил ее выпуск во второй раз, и 25.03.2024 г. ее выпустили".
Таким образом, участником закупки не выполнены требования закона в части обеспечение исполнения контракта. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения Победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам:
По смыслу статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, в связи с существенным нарушением ими условий контракта путем размещения в единой информационной системе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Постановлением Правительством Российской Федерации N 1078 от 30 июня 2021 года утверждены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, и, следовательно, выступает механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18277/2019-АК от 27.01.2020 г.).
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Из представленных участником закупки материалов следует, что ИП Юсуповым Ю.Г. 15.03.2024 была подана заявка в ПАО Сбербанк на получение независимой гарантии. Также участник закупки предоставил чек по операции за предоставление гарантийного обязательства.
Таким образом, в действиях участника закупки отсутствовал умысел уклониться от заключения контракта. ИП Юсупов Ю.Г. выразил стремление заключить контракт, что подтверждается фактом размещения подписанного поставщиком проекта контракта на электронной площадке и получение 25.03.2024 независимой гарантии. Участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по контракту.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Принимая во внимание отсутствие ущерба, причиненного заказчику, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения такой меры ответственности как внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
В тоже время, Комиссия предупреждает ИП Юсупова Ю.Г., что, участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, Победителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены статьей 51 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Юсупове Ю.Г. по обращению МКУ "Управление муниципального хозяйства и обеспечения деятельности органов местного самоуправления" по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта на выполнение работ по благоустройству в поселке Ханымей (устройство автомобильных парковок), начальная (максимальная) цена контракта 2 287 496,00 рублей, (извещение по закупке N 0190300001324000185), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 марта 2024 г. N 089/10/104-201/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024