Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
заместителя руководителя управления - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
рассмотрев обращение от МБУ "Дом молодежи" по факту уклонения победителя электронного аукциона ИП Ринчиновой Б.М. от заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на поддержку молодых семей, начальная (максимальная) цена контракта 200 000, 00 рублей, (извещение по закупке N 0190300001224000073) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" поступило обращение от МБУ "Дом молодежи" исключительно с использованием ЕИС о включении информации об участнике закупки - ИП Ринчиновой Б.М. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением победителя электронного аукциона от заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на поддержку молодых семей.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, заказчик 01.03.2024 опубликовал извещение о проведении электронного аукциона N0190300001224000073.
Начальная (максимальная) цена контракта - 200 000, 00 рублей.
По окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке. В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 52 Закона 44-ФЗ, электронная процедура признана несостоявшейся.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ЕИС, установлено:
14.03.2024 размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.03.2024 NИЭА1" для закупки N0190300001224000073.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
По данным единой информационной системы "Проект контракта" размещен 14.03.2024.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта.
Таким образом, регламентированный срок для подписания контракта победителем - 21.03.2024.
Участник закупки ИП Ринчинова Б.М поясняет следующее:
"ИП Ринчинова Б.М. поставлена на учет в Управлении Федеральной налоговой службы по Ямало-Ненецкому автономному округу 13.12.2023 года.
С февраля 2024 года ИП Ринчинова Б. М. начала работу как ИП, в том числе через ЕИС ЗАКУПКИ.
На момент подачи заявки 14.03.2024 по извещению 0190300001224000073 на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на поддержку молодых семей на сумму 200 000 руб., также были направлены заявки на:
-оказание услуг по организации и проведению мероприятия "Школа лидера" (подача 13.03),
-оказание услуг по организации и проведению мероприятия "Ночь в молодежном центре" (11.03).
В связи с тем, что ИП Ринчинова Б.М. впервые приступила к работе на площадках, произошла путаница в сроках подписания договоров.
На момент подписания договора по извещению 0190300001224000073 (22.03.2024) Ринчинова Б.М. увидела, что такой возможности нет. Сразу же позвонила заказчику, а также на площадку Сбербанк АСТ для того, чтобы понять, есть ли возможность подписать договор. Обеспечение контракта также было оплачено 22.03.2024".
Таким образом, участник закупки в установленный Законом о контрактной системе срок не выполнила требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 указанного закона.
В случае. невыполнения участником закупки требований, предусмотренных частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник признается уклонившимся от заключения контракта на основании части 6 статьи 51 вышеуказанного закона.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения Победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам:
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, в том числе, уклонившихся от заключения контрактов.
Постановлением Правительством Российской Федерации N 1078 от 30 июня 2021 года утверждены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
ИП Ринчинова Б.М. пояснила, что проект контракта в регламентированный срок не подписан, в связи с некорректным подсчетом регламентированного срока для его подписания.
При этом ИП Ринчиновой Б.М. предприняты действия, направленные на заключение контракта, а именно: 22.03.2024 направлено уведомительное письмо в адрес заказчика о пропуске срока подписания контракта и выполнены требования по обеспечению контракта, что подтверждается платежным поручением N 3253 от 22.03.2024.
Таким образом, ИП Ринчинова Б.М. не имела намерений (умысла) уклониться от заключения контракта, так как предпринимала действия для урегулирования возникшей ситуации.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, и, следовательно, выступает механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке (решение Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-47485/2022).
С учетом изложенного при рассмотрении вопроса о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В действиях участника закупки отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта. ИП Ринчинова Б.М. выразила стремление заключить контракт. Участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по контракту.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе во включении.
Принимая во внимание отсутствие ущерба, причиненного заказчику, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения такой меры ответственности как внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
В тоже время, Комиссия предупреждает ИП Ринчинову Б.М., что, участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, победителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены статьей 51 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Ринчиновой Б.М. по обращению МБУ "Дом молодежи" по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта на оказание услуг по организации и проведению мероприятий, направленных на поддержку молодых семей, начальная (максимальная) цена контракта 200 000,00 рублей, (извещение по закупке N 0190300001224000073), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 марта 2024 г. N 089/10/104-200/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024