Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
рассмотрев обращение от департамента образования Администрации Ямальского района по факту уклонения победителя электронного аукциона ООО "УК Кристалл". от заключения контракта на оказание услуг по дезинфекции помещений и постельных принадлежностей, начальная (максимальная) цена контракта 3 030 000, 00 рублей, (извещение по закупке N 0190300000424000338) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение исключительно с использованием ЕИС от департамента образования Администрации Ямальского района о включении информации об участнике закупки ООО "УК Кристалл" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением победителя электронного аукциона от заключения контракта на оказание услуг по дезинфекции помещений и постельных принадлежностей.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС, заказчик 06.03.2024 опубликовал извещение о проведении электронного аукциона N 0190300000424000338.
По окончании срока подачи заявок на участие в закупке поданы три заявки. В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте ЕИС, 14.03.2024 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 для закупки N00190300000424000338, согласно которому ООО "УК Кристалл" признается победителем электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
По данным единой информационной системы "Проект контракта" размещен 17.03.2024.
Согласно части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта;
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта.
По информации, размещенной в ЕИС, 22.03.2024 участником закупки был размещен протокол разногласий к проекту контракта.
По смыслу части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки протокола разногласий, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
По данным единой информационной системы 22.03.2024 размещен документ "Доработанный проект контракта" N 1.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее следующего одного рабочего дня, подписывает усиленной электронной подписью проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, регламентированный срок для подписания контракта победителем - 25.03.2024.
Из пояснения участника закупки следует, что 25.03.2024 ООО "УК Кристалл" был подписан контракт. Слова участника подтверждает и информация, размещенная в ЕИС.
Таким образом, участник закупки в установленный Законом о контрактной системе срок выполнил требования, предусмотренные частями 3 и 5 статьи 51 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяются участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
На основании части 8.1. статьи 96 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
ООО "УК Кристалл" пояснило, что после подписания муниципального контракта N338-А/24 на оказание услуг по дезинфекции помещений и постельных принадлежностей (ИКЗ 243890900211289090100100160018129244) на электронной торговой площадке АО "Сбербанк-АСТ, была выявлена ошибка, связанная с правильным указанием реестровых номеров контрактов, предоставляемых в качестве обеспечения добросовестности согласно части 8.1 статьи 96 Закона о контрактной системе и в соответствии с п.2.8 контракта.
Участником была предоставлена информация о трех контрактах, исполненных без применения к нему неустоек. Сумма цен таких контрактов составила 264 367 рублей, 53. При том, что сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, участником закупки в регламентированный срок не выполнены требования закона в части обеспечение исполнения контракта. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам:
По смыслу статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, в связи с существенным нарушением ими условий контракта путем размещения в единой информационной системе федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Постановлением Правительством Российской Федерации N 1078 от 30 июня 2021 года утверждены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, и, следовательно, выступает механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дать оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику (Постановление семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18277/2019-АК от 27.01.2020 г.).
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Из представленных участником закупки материалов следует, что 18.03.2024 между заказчиком и участником закупки был согласован проект банковской гарантии, что подтверждается скрин-образом сообщения, направленного посредством электронной почты.
25.03.2024 в адрес заказчика представлено гарантийное письмо об исполнении обязательств по контракту (исх.N117 от 25.03.2024).
26.03.2024 в адрес заказчика было направлено дополнительное письмо с пояснениями и документами (исх.N118 от 26.03.2024). Оригинал данного письма с прилагаемыми документами был направлен Заказчику на бумажном носителе посредством АО "Почта России", что подтверждается квитанцией.
26.03.2024 участник закупки произвел перечисление денежных средств на расчетный счет заказчика в размере 454 500, 00 в качестве обеспечения исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N18.
Таким образом, в действиях участника закупки отсутствовал умысел уклониться от заключения контракта. ООО "УК Кристалл" выразила стремление заключить контракт. Участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по контракту.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для применения такой меры ответственности как внесение в реестр недобросовестных поставщиков.
В тоже время, Комиссия предупреждает ООО "УК Кристалл", что, участвуя в государственных закупках по расходованию бюджетных средств, Победителю необходимо в должной степени внимательности и осмотрительности относиться к процедуре и срокам подписания контрактов, которые установлены статьей 51 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "УК Кристалл" по обращению департамента образования Администрации Ямальского района по факту уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта на оказание услуг по дезинфекции помещений и постельных принадлежностей, начальная (максимальная) цена контракта 3 030 000, 00 рублей, (извещение по закупке N 0190300000424000338), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 апреля 2024 г. N 089/10/104-204/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024