Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее также - Окружная администрация, заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" (далее также - МКУ "СЭГХ" Якутск, заказчик): ... (представитель по доверенности);
от заявителя индивидуального предпринимателя Захарова Николая Алексеевича (далее - ИП Захаров Н.А., заявитель): ... (заявитель), ... (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Захарова Николая Алексеевича на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" при проведении Запроса котировок в электронной форме на Оказание услуг по посадке и уходу за цветами на территории городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000124000323), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Захаров Н.А. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Захаров Н.А. следует, что:
- заказчик неправомерно установил дополнительное требование по позиции 9 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 "Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории";
- 14 марта 2024 г. было размещено Техническое задание, предметом по которому было указано - "Клумбы-захаровки или его эквивалент", 19 марта 2024 г. размещено новое Техническое задание, из которого было удалено наименование авторской технологии - "Клумбы-захаровки или его эквивалент" и остальные параметры сохранены.
Просит признать жалобу обоснованной.
Из пояснений представителя заказчика установлено, что с жалобой не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Из пояснений представителя уполномоченного органа установлено, что с жалобой не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0116300000124000323 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АГЗ РТ - 14.03.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - запрос котировок в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 720 000,00 рублей;
4. На участие в закупке подано 2 (две) заявки на участие признанные соответствующими требованиям извещения.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии Якутского УФАС России, назначенное на 28.02.2024 отложено на 29.03.2024 года в 12:30 часов.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя необоснованной по следующим основаниям.
1. Довод жалобы о том, что заказчик неправомерно установил дополнительное требование по позиции 9 Постановления Правительства от 29.12.2021 N 2571 признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупок согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Разделом II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 установлены следующие дополнительные требования к участникам при проведении закупок на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории (п. 9 Приложения):
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Из жалобы следует, что положения извещения об установлении требований по позиции 9 Постановления Правительства в данном случае не может преследовать цель выявления квалифицированным специалистов по оспариваемой закупке, указывает что опытом, связанным с предметом контракта может являться исключительно озеленение застраиваемых территорий.
Вместе с тем начальная максимальная цена контракта составляет 5 720 000,00 рублей в силу пункта Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 подлежат установлению дополнительные требования к участникам закупки.
Кроме того, положения позиции 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 подлежат установлению в случае выполнения работ по благоустройству.
По извещению N 0116300000124000323 объектом закупки является оказание услуг по посадке и уходу за цветами на территории городского округа "город Якутск".
В соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Кроме того, пунктом 3.2 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий", утвержденного Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр установлено, что благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Согласно с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункт 3.23 СП 82.13330.2016 "Благоустройство территорий" элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Проанализировав, документы и сведения Единой информационной системы Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что объектом оспариваемой закупки являются работы по благоустройству территорий, что также подтверждается пояснениями заказчика и уполномоченного органа.
Следовательно, заказчиком правомерно установлены дополнительные требования по позиции 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Довод жалобы о том, что 14 марта 2024 г. было размещено Техническое задание, предметом по которому было указано - "Клумбы-захаровки или его эквивалент", 19 марта 2024 г. размещено новое Техническое задание, из которого было удалено наименование авторской технологии - "Клумбы-захаровки или его эквивалент" и остальные параметры сохранены, признан необоснованным на основании следующего.
Довод жалобы признан необоснованным.
Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:
1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;
2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;
3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;
4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.
Согласно сведений Единой информационной системы в сфере закупок 19.03.2024 изменено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Из пояснений заказчика следует, что "19.03.2024 изменения вносились в части технического задания, а именно исключено "клумбы-захаровки" и добавлено "цвет, размер и материал клумб согласовываются с Заказчиком после заключения Контракта, в течении 3 (трех) календарных дней".
Изменения вносились в рамках Закона о контрактной системе. Внесения изменений в характеристики объекта закупки возможно, если такое изменение не повлечет за собой изменение объекта закупки. Объектом закупки не является поставка товара, в частности "клумбы-захаровка", а оказание услуги по посадке и уходу цветов, на изготовленных (представленных) исполнителем мобильных клумбах.
Таким образом, после внесения изменений не поменялся объект закупки, и потребностью заказчика все равно остается посадка и уход цветов в мобильных клумбах (контейнерах) для исполнения требования Правил, утвержденных Якутской городской Думы от 30.06.2021 года N 477-НПА, в частности на территориях городского округа с большой площадью замощенных поверхностей, высокой плотностью застройки и подземных коммуникаций для целей озеленения используется мобильное озеленение (контейнеры, вазоны и т.п.).( п.5 статьи 28 Правил).
По доводу заявителя о том, что заказчик не имел право использовать товарный знак, поясняем, что Закон о контрактной системе не запрещает использовать товарный знак в случае установления словосочетания "или эквивалент" (ст.33 Закона N44-ФЗ)."
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 "По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки".
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Следовательно, заказчик, формируя извещение о проведении закупки вправе самостоятельно определять описание объекта закупки в соответствии с потребностью.
Кроме того, указанные изменения внесены с учетом сроков, предусмотренных частью 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, довод жалобы признан необоснованным.
Жалоба ИП Захарова Н.А. признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу индивидуального предпринимателя Захарова Николая Алексеевича на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения "Служба эксплуатации городского хозяйства" городского округа "город Якутск" при проведении Запроса котировок в электронной форме на Оказание услуг по посадке и уходу за цветами на территории городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000124000323) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 марта 2024 г. N 014/06/50-413/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.04.2024