Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России, Комиссия) в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии от заказчика Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" (далее также - ФКУ "ИК N7 УФСИН России по РС (Я)", заказчик): ... (представитель по доверенности),
слушателя ...
в отсутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя Кириченко Юлии Николаевны (далее - ИП Кириченко Ю.Н., заявитель): отсутствовал, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Кириченко Юлии Николаевны на действия (бездействие) заказчика Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку профессиональной стиральной машинки автомат (извещение N 0316100016124000015), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Кириченко Ю.Н. на действия заказчика.
Из сути жалобы ИП Кириченко Ю.Н. следует, что при формировании описания объекта закупки заказчиком допущены нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 5, 6 Правил использования КТРУ.
Просит признать жалобу обоснованной.
Заказчиком представлено письменное пояснение.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1. Извещение N 0316100016124000015 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" - 18.03.2024 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 448 360,00 рублей;
4. На участие в закупке было подана 1 (одна) заявка признанная соответствующей требованиям извещения.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), выслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ИП Кириченко Ю.Н. обоснованной на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Комиссия Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что Информация об объекте закупке не содержит структурированного описания объекта закупки, при этом применен код ОКПД 28.94.22.110 Машины стиральные для прачечных.
Вместе с тем к извещению о проведении закупки приложен электронный документ "Описание объекта закупки", из которого следует, что при формировании характеристик объекта закупки применено КТРУ 28.94.22.110-00000010 Стиральная машина профессиональная.
18.12.2023 года Министерством финансов Российской Федерации опубликовано информационное письмо N 24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке".
Из информационного письма следует, что согласно пункту 1.2. При наличии в ЕИС позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), сформированной в отношении закупаемого товара, закупаемой работы, услуги, в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС в "структурированном виде" указываются содержащаяся в такой позиции информация, а также дополнительная информация, дополнительные потребительские свойства (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункты 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145).
Следовательно, заказником при публикации извещения о проведении закупки описание объекта закупки следовало сформировать в структурированном виде.
В соответствии пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432, от 31.10.2022 N 1946, от 27.03.2023 N 486)
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно указанных норм заказчик в порядке, установленном законом вправе устанавливать дополнительные характеристики.
Вместе с тем, из электронного документа "Описание объекта закупки" (далее - ООЗ) следует, что заказчиком установлены следующие противоречивые характеристики:
1. Пунктом 1.2 ООЗ установлена обязательная для применения характеристика позиции КТРУ 28.94.22.110-00000010 "Мощность> 10 и 15 Киловатт". Пунктами 1.21 и 1.22 установлены следующие дополнительные характеристики "Мощность двигателя кВт не более 1,1 кВт" и "Мощность нагревательных элементов кВт не менее 9 кВт";
2. Пунктом 1.3 ООЗ установлена обязательная для применения характеристика позиции КТРУ 28.94.22.110-00000010 "Номинальная (максимальная) загрузка белья > 10 и 15 килограмм". Пунктом 1.9 установлены следующие дополнительные характеристики "Загрузочная масса сухого белья кг не менее 11 кг";
3. Пунктом 1.4 ООЗ установлена обязательная для применения характеристика позиции КТРУ 28.94.22.110-00000010 "Скорость вращения барабана > 1000 об/мин". Пунктом 1.14 установлены следующие дополнительные характеристика "Скорость вращения барабана при отжиме об/мин не менее 1020 об/мин".
Указанные дополнительные характеристики дублируют установленные в извещении обязательные характеристики, при этом имеют противоречивые значения, что может вводить в заблуждение участников закупки.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 7, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать, в том числе информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Во исполнение требований статьи 14 Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Постановление N 617).
Постановлением N 617 установлен перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Согласно пункту 4 Постановления N 617 ограничения, установленные настоящим постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, то есть на товары передаваемые заказчику в рамках выполняемых работ, оказываемых услуг по товарной накладной или акту передачи и подлежащие бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а не на результат работ.
Вместе с тем код ОКПД 28.94.22.110 Машины стиральные для прачечных не включен в перечень включенный постановлением N 617.
В связи с изложенным заказчиком неправомерно установлено требование об ограничении допуска в соответствии с Постановлением N 617.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Кириченко Юлии Николаевны на действия (бездействие) заказчика Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку профессиональной стиральной машинки автомат (извещение N 0316100016124000015) обоснованной.
2. Признать заказчика Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" нарушившей часть 3 статьи 7, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки заказчик Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)" признан нарушившей часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 2 апреля 2024 г. N 014/06/49-439/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024