Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение Ленинградской области "Дирекция по сохранению объектов культурного наследия":
от Уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Ленинградской области :
от Заявителя - ООО "Наследие-Проект":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 3543-ИП/24 от 26.03.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия - памятников военной истории (памятников Великой Отечественной войны), расположенных на территории Гатчинского, Ломоносовского, Тосненского, Приозерского районов Ленинградской области".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 11.03.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 373 918,17 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Доводы Заявителя сводятся к тому, что Заказчиком установлены такие требования к сроку исполнения контракта, который, по мнению Заявителя, указывает на невозможность выполнения работ, что свидетельствует об ограничении конкуренции.
Исходя из расчётов Заявителя, содержащихся в составе жалобы, следует, что непосредственно на выполнение работ отводится 3 календарных дня (остальные сроки требуются для отправки, проверки, согласования документов с третьими лицами).
Рассмотрев жалобу по существу, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте ЕИС, Комиссия установила наличие следующего требования: "Срок выполнения работ Подрядчиком с даты заключения Государственного контракта по 04 ноября 2024 года, при этом в срок выполнения работ включается окончательная приемка результата выполненных работ в соответствии с требованиями статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"".
Вместе с тем, Заказчиком были представлены письменные пояснения, из которых следует, что срока исполнения обязательств достаточно для профессионального участника рынка, а на срок предоставления в орган охраны утверждения научно-реставрационного отчёта Заказчик может повлиять самостоятельно. На ведение научного руководства и авторского надзора Заказчик в последующем будет заключать контракт и предоставит срок в 45 календарных дней (или 33 рабочих дня) для предоставления документов, а не максимальный срок в 90 рабочих дней, на который указывает Заявитель.
Комиссия отмечает, что доводы о недостаточности срока исполнения обязательств по контракту антимонопольный орган оценивает с точки зрения возможного ограничения конкуренции, чего в настоящем деле не усматривается на основании следующего.
Во-первых, возможность оказать услуги в сроки, предусмотренные проектом контракта, подтверждается тем, что на участие в закупке подано 3 заявки, в том числе от ООО "Наследие-Проект", который обратился в антимонопольный орган с жалобой на нарушение Заказчиком требований законодательства о контрактной системе при размещении извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия обращает внимание, что, как минимум, 3 участника на основании части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе, исходя из того, что подали заявки на участие в конкурсе, согласились с положениями Извещения и выразили готовность исполнить контракт на предусмотренных условиях.
Во-вторых, Заявитель не представил информации или документов, подтверждающих невозможность оказания услуг в сроки, установленные в контракте, даже в случае, если срок выполнения работ по контракту составит 3 календарных дня.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен принцип, согласно которому контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Полагая, что Заказчикам нарушен указанный принцип, антимонопольный орган должен обладать бесспорными доказательствами того, что установленные сроки по контракту являются невыполнимыми.
Отсутствие у Заявителя возможности выполнить работы в срок, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этого лица, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание пояснения Заказчика, согласно которым он, действуя от имени Ленинградской области, сам заинтересован в сохранении памятников Великой Отечественной Войны.
Комиссия отмечает, что при проведении закупки Заказчик наделен самостоятельным правом по определению условий контракта, исходя из своей потребности, а также обращает внимание, что согласно Извещению финансирование закупки происходит из областного бюджет Ленинградской области 2024 года, а продление сроков сделает оплату обязательств по ним невозможной, поскольку финансирование на 2025 год не предусмотрено.
Таким образом, участники при принятии решения об участии в закупке самостоятельно оценивают все риски и рассчитывают установленные сроки для выполнения работ.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности выполнить работы в установленные контрактом сроки, не свидетельствует о нарушении заказчиками прав этих лиц, а также об ограничении заказчиками числа участников закупки. С учетом изложенного, извещение составлено с учетом потребностей заказчиков и не противоречит Закону о контрактной системе.
Указанный вывод Комиссии Ленинградского УФАС России коррелируется с судебной практикой.
Так, например, в Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу NА74-72/2015 сдержится следующий вывод: "суд апелляционной инстанции правомерно признал, что довод антимонопольного органа о нарушении госкомитетом требований части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе носит исключительно предположительный характер. С учетом содержания установленного частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе принципа обеспечения конкуренции суд апелляционной инстанции обоснованно учел, что требование об исполнении государственного контракта адресовано любому из потенциальных участников закупки и не свидетельствует о лишении кого-либо возможности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)".
Выводы суда о том, что при определении срока исполнения контракта должны учитываться не максимальные сроки, а сроки, обоснованные Заказчиком, подтверждены судебной практикой, в том числе по делу N А74-460/2018: "Таким образом, учитывая наличие обоснования заказчиком установления минимальных сроков для исполнения контракта, положительный опыт заказчика по исполнению аналогичных работ в более короткие сроки, исполнение контракта в установленный заказчиком срок, а также учитывая тот факт, что в статьях 45, 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены максимально допустимые сроки с учетом сложности объекта, суд пришел к выводу о том, что решение управления в оспариваемой части является законным, не нарушает права и законные интересы заявителя".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик нуждается в работах в обозначенные им сроки, Заявителем надлежащих доказательств для фиксации нарушений и выдачи предписания не представлено, а обратное приведет к затягиваю работ по сохранению объектов культурного наследия - памятников военной истории (памятников Великой Отечественной войны) в Ленинградской области на неопределенный срок.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НАСЛЕДИЕ-Проект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 2 апреля 2024 г. N 047/06/42-715/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024