Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МЕТТЭМПЛАСТ-НН" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения Московской области "Управление материально-технического, транспортного и санаторного обеспечения" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку мебели (извещение N0348200012424000014 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявку Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 01.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 100 389,87 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 18.03.2024;
4) на участие в Аукционе подано 25 заявок от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.03.2024 NИЭА1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с порядковым номером 3 признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона по следующему основанию:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ) А именно: п. 4 "Кресло офисное" по характеристике: "Высота кресла в диапазоне", установлено требование - ">970 мм - 1180 мм", участник указывает - "1180 мм", что не соответствует потребностям заказчика и нарушает инструкцию по заполнению рекомендованной формы требований к товару, поставляемому в ходе исполнения Контракта. В соответствии с инструкцией: 9. "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке . "Символ " - " (тире), установленный между значениями показателя, следует читать как необходимость указания диапазона значений в виде "значение - значение", не включая крайние значения." "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, не включая крайнее значение, установленное документацией" "Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему" "В случае совместного применения различных слов и символов их значение следует понимать, также как при их отдельном использовании, если иное не установлено настоящей инструкцией." Участник по данной характеристике должен был предоставить значение в виде диапазона, например: "1130 мм- 1180 мм" и т. п. п. 4 "Кресло офисное" по характеристике: "Допустимая нагрузка на кресло", установлено требование - "максимально от 115 кг", участник указывает - "120 кг", что не соответствует потребностям заказчика и нарушает инструкцию по заполнению рекомендованной формы требований к товару, поставляемому в ходе исполнения Контракта. В соответствии с инструкцией: "В случае применения таких слов как "либо", "а также", "максимально", "минимально", "около" - участник размещения заказа обязан указать эти слова в неизменном виде, относительно остальных слов и символов, используемых в таком показателе применяются соответствующие таким словам и символам положения настоящей Инструкции. Например, установлено требование: "Допустимая нагрузка" - "максимально от 100 кг". Участник должен указать: "Допустимая нагрузка" - "максимально 110 кг" или "максимально 120 кг" и т.п." П. 1 "Стол письменный" по характеристике: "П-образные опоры стола", установлено требование - "выполнены из профиля, прямоугольного сечения/ выполнены из профиля, круглого сечения/ выполнены из профиля, квадратного сечения", участник указывает - "выполнены из профиля, прямоугольного сечения", при этом по характеристике: "Размер профиля опор стола прямоугольного либо квадратного сечения", участник указывает - "40х40 мм", что является предоставлением недостоверных сведений о товаре и нарушает инструкцию заказчика. В соответствии с инструкцией: "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке." "При указании конкретных значений, участник должен руководствоваться следующими положениями инструкции: Участнику закупки необходимо указывать конкретные значения показателей характеристики каждого вида (типа) поставляемого товара, указанного в документации о закупке. Предоставляемые участником значения показателей не должны допускать двоякого трактования." Участник, выбрав стол с опорами прямоугольного сечения, по характеристике "Размер профиля опор стола прямоугольного либо квадратного сечения" должен был указать, например - "сечение 40 мм х 60 мм" и т.п.. П. 5 "Шкаф деревянный для документов" по характеристике: "Размеры ЛДСП- каркаса и дверей нижней секции шкафа", установлено требование - "толщина от 16 мм/ -", участник указывает - "18 мм", что является непредоставлением сведений о товаре и нарушает инструкцию заказчика. В соответствии с инструкцией: "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке." "Участнику закупки необходимо указывать конкретные значения показателей характеристики каждого вида (типа) поставляемого товара, указанного в документации о закупке. Предоставляемые участником значения показателей не должны допускать двоякого трактования." "В случае, если значения или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "/" - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, разделенных данным символом_.". Участник по данной характеристике должен был указать, например - "толщина 18 мм". П. 3 "Шкаф для одежды деревянный" по характеристике: "Особенности габаритных размеров", установлено требование - "габаритные размеры изделия должны соответствовать габаритным размерам шкафа деревянного для документов (п.5 приложения N1 к техническому заданию)", участник указывает - "габаритные размеры изделия соответствуют габаритным размерам шкафа деревянного для документов (п.5 приложения N1 к техническому заданию)", указывая следующие размеры; Высота шкафа - 1900 мм, Глубина шкафа- 400 мм, при этом в размерах П. 5 участник указывает: Высота шкафа - 1946 мм, Глубина шкафа-401 мм , что является предоставлением недостоверных сведений о товаре и нарушает инструкцию заказчика. В соответствии с инструкцией: "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке." "Участнику закупки необходимо указывать конкретные значения показателей характеристики каждого вида (типа) поставляемого товара, указанного в документации о закупке. Предоставляемые участником значения показателей не должны допускать двоякого трактования."".
Изучив документы и сведения, а также заявку Заявителя, представленные на заседании Комиссии, Комиссия установила, что заявка Заявителя не соответствует требованиям извещения о проведении Аукциона по основаниям, указанным в Протоколе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии доказательств обратного не представлено.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно Протоколу заявка участника закупки с порядковым номером 4 признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона по следующему основанию:
"Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона N 44-ФЗ) А именно: (Требования к товару, поставляемому в ходе исполнения Контракта) П. 2 "Тумба офисная деревянная" по характеристике: "Колёсные опоры", установлено требование - "должны мягко и бесшумно скользить по покрытию пола, не повреждая его", участник указывает - "мягкие и бесшумно скользит по покрытию пола, не повреждая его", что не соответствует требованиям заказчика и нарушает инструкцию заказчика. В соответствии с инструкцией: "Участник закупки представляет информацию о конкретных значениях показателей товара, соответствующих значениям показателей, установленным в документации о закупке." "Участнику закупки необходимо указывать конкретные значения показателей характеристики каждого вида (типа) поставляемого товара, указанного в документации о закупке. Предоставляемые участником значения показателей не должны допускать двоякого трактования." "В случае наличия словесного описания параметра товара совместно с применением слова "должен быть" или "должен" (во всех лицах и числах), наличие данного словесного описания является обязательным при указании значения параметра товара. Например: установлено требование - "должен быть прочный должен выдерживать большую нагрузку", участник должен указать - "прочный выдерживает большую нагрузку" или "является прочным выдерживает большую нагрузку" и.т.п." Заказчик в данной характеристике устанавливает требования к ходу колесных опор ("должны мягко и бесшумно скользить по покрытию пола, не повреждая его"), а участник, предоставляя значение в виде "мягкие", описывает твердость материала самих колесных опор. Участник по данной характеристике должен был указать, например - "мягко и бесшумно скользят по покрытию пола, не повреждая его" и т. п.".
В Техническом задании Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе для товара "Тумба офисная деревянная" по показателю "Колёсные опоры" установлено значение "должны мягко и бесшумно скользить по покрытию пола, не повреждая его".
В инструкции по заполнению заявки Заказчиком установлено в том числе следующее: "В случае наличия словесного описания параметра товара совместно с применением слова "должен быть" или "должен" (во всех лицах и числах), наличие данного словесного описания является обязательным при указании значения параметра товара. Например: установлено требование - "должен быть прочный должен выдерживать большую нагрузку", участник должен указать - "прочный выдерживает большую нагрузку" или "является прочным выдерживает большую нагрузку" и.т.п., при этом Предложение участника не должно содержать таких слов как: "должен быть" или "должен" (во всех лицах и числах), так как это неявляется конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации.
Указанные требований к товарам подобным образов приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку не представляется возможным определить потребность Заказчика, а также указать конкретное значение показателя товара с учетом правил установленных в инструкции.
При этом, Комиссия отмечает, что требования Технического задания для товара "Тумба офисная деревянная" по показателю "Колёсные опоры должны мягко и бесшумно скользить по покрытию пола, не повреждая его" не является технической, качественной и функциональной характеристикой товара, в связи с чем, установление Заказчиком указанных требований к товарам является неправомерным.
Кроме того, в пункте 4 "Кресло офисное" по характеристике: "Высота кресла в диапазоне", установлено требование - ">970 мм - 1180 мм",
В инструкции по заполнению заявки установлены в том числе следующие правила: "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения, не включая крайнее
значение, установленное документацией, при этом Предложение участника не должно содержать символа ">" , так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации.
Символ "<" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения, не включая крайнее значение, установленное документацией, при этом Предложение участника не должно содержать символа "<" , так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации.
Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему, при этом Предложение участника не должно содержать символа "", так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации.
Символ "" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему, при этом Предложение участника не должно содержать символа "", так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации.
В случае если требуемое значение показателя товара установлено с совместным применением символов: "<" и ">"или ">" и "<", то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя из данного диапазона, не включая крайние значения, при этом
Предложение участника не должно содержать таких символов как: "<" и ">", так как это не является конкретным предложением и будет расцениваться комиссией как несоответствие заявки требованиям документации.
Символ " - " (тире), установленный между значениями показателя, следует читать как необходимость указания диапазона значений в виде "значение - значение", не включая крайние значения.
При этом в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило одновременного использование символов ">", "", "", "<", " - ".
Кроме того, в структурированной форме извещения установлено, что участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установление требований к товарам подобным образов приводят к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, с учетом допущенных Заказчиком нарушений при утверждении положений извещения о проведении Конкурса, отклонение заявки с порядковым номером "4" за предоставление информации, установленной требованиями извещения о проведении Аукциона с нарушениями по основанию, указанному в Протоколе неправомерно.
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявок участников закупки с порядковыми номерами 4, 5, 9, 19 несоответствующими требованиям извещения о проведения Аукциона противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих о правомерности действий Аукционной комиссии.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в структурированной форме описания объекта закупки по товару "Стол письменный" установлены требования: "Регулируемая высота опоры, Конфигурация стола, Опоры стола из углеродистой стали, Цвет металлической заглушки кабель-канала" и др.
Вместе с тем, в Приложении N1 к техническому заданию требования к товару "Стол письменный", такие как "Регулируемая высота опоры, Конфигурация стола, Опоры стола из углеродистой стали, Цвет металлической заглушки кабель-канала" и др. отсутствуют.
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в структурированной форме описания объекта закупки и в техническом задании допущены разночтения в части установления товаров и характеристик товаров, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕТТЭМПЛАСТ-НН" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 29.03.2024 N 050/06/105-9167/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 марта 2024 г. N 050/06/105-9167/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2024