Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия Ненецкого УФАС России, Комиссия контрольного органа в сфере закупок, Комиссия контрольного органа), руководствуясь пунктами 6.1.7, 6.4, 6.5. - 6.6., 7.1.- 7.2., 7.4.-7.6, 7.7.-7.8. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) по результатам рассмотрения изложенных в жалобе общества с ограниченной ответственностью "АРС" (далее - ООО "АРС", Общество, Заявитель) сведений в отношении действий (бездействий) Заказчика - муниципального казенного учреждения "Чистый город" (далее - МКУ "Чистый город", Заказчик) при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: "Выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Хатанзейского муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N 0384300011324000016), в присутствии представителей Заказчика, действующих на основании представленных доверенностей; в присутствии представителей Заявителя по средствам видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) в отношении вышеназванного наименования объекта закупки по Извещению N0384300011324000016 по поступившей жалобе на действия членов комиссии по осуществлению закупки Заказчика - МКУ "Чистый город" Заявителем изложены доводы о необоснованном отклонении членами комиссии по осуществлению заявки на участие в закупке, поданной аккредитованным на электронной площадке "РТС-Тендер" участником закупки в лице ООО "АРС" по предоставленным им к заявке следующих документов, необходимых для подтверждения дополнительных требований по Извещению:
1) договор N115-01Р от 12.01.2021 с приложениями, стоимость которых составляет 100 749 671,62 руб.;
2) акт приемки выполненных работ N 10 от 30.06.2021 по форме КС-2 на сумму 100 749 671, 62 руб.;
3) справка о стоимости выполненных работ и затрат N 10 от 30.06.2021 по форме КС-3 на сумму 100 749 671, 62 руб.;
4) акт приемки законченного строительства объекта от 30.06.2021 по форме КС-11;
5) акт сдачи-приемки выполненных работ N 1 от 30.06.2021;
6) решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации от 30.06.2021.
Полученные сведения об отклонении заявки ООО "АРС" Комиссией контрольного органа исследованы в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и в этой связи установлено, что в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2024, подтверждено о несоответствии участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ).
Дополнительное пояснение причин отклонения комиссией по осуществлению закупок сформулировано в Приложении 1 к данному протоколу на 2-х листах, о чем соответствующий файл по данной закупке размещен в ЕИС в разделе "Документы".
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком в порядке возражений на предмет жалобы представлены письменные пояснения и доказательства, а также в заседании Комиссии Ненецкого УФАС России в дополнительном порядке на основании ходатайства представлены письменные доказательства, которые приобщены к материалам рассматриваемого дела.
Из указанных возражений Заказчика следует: "представленный участником договор N 115-01/Р на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги от 12.01.2021 между участником и ООО "БМТ" заключен не в рамках Закона о контрактной системе и Закона о закупках, что не соответствует абзацу шестому подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571.
При рассмотрении Заказчиком подтверждения опыта участника закупки, а именно, представленного договора N 115-01/Р на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги от 12.01.2021, Заказчик пришел к выводу сомнительности и фиктивности данного документа.
Представленный договор является коммерческим, а сторона, выступающая в качестве Заказчика осуществляет мероприятия, направленные по реконструкции автомобильной дороги с учетом разрешения, согласования с федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить реконструкцию.
В договоре на нашлось информации по каким конкретно федеральным мероприятиям, мероприятиям субъекта или муниципалитета проводилась указанная реконструкция, а также не представлено информации либо разрешения, согласования надлежащего органа о проведении указанной реконструкции".
В ходе рассмотрения жалобы и проведения контрольным органом в сфере закупок проверки, в том числе с учетом информации, изложенной в содержании рассматриваемой жалобы и представленных документов, которые в совокупной взаимосвязи связаны с правовым анализом обстоятельств предмета закупки и доводов жалобы, Комиссия контрольного органа при регламентированных правовых основаниях действующего законодательства, установила следующие основания.
Заказчиком 12 марта 2024 года в ЕИС размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона в отношении объекта закупки "Выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Хатанзейского муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N0384300011324000016) при обосновании начальной (максимальной) цены контракта 46 534 777, 88 руб., а также в соответствии с Техническим заданием, Требованием к содержанию, составу заявки на участие в закупке, ЛСР Сметы, Проектом муниципального контракта
Окончание срока подачи заявок предусмотрено 20 марта 2024 г.
На участие в указанном электронном аукционе подано 2 заявки.
Протокол подачи ценовых предложений размещено на электронной площадке "РТС-тендер" 20 марта 2024 г. с указанием идентификационных номеров заявок, присвоенных оператором по порядковому N 1 - 116158979 и N 2 - 116097171.
Согласно пункта 9 Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2024 подтверждается о том, что членами комиссии по осуществлению закупок принято решение о соответствии требованиям одной заявки, установленным Извещением об осуществлении закупки и на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 116097171 (заявка N 2) с ценовым предложением 46069430,10 руб.
Заявка N1 с идентификационным номером 116158979 комиссией по осуществлению закупки отклонена ввиду несоответствия участника закупки требованиям, установленным в Извещении N0384300011324000016 об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по пункту 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ), о чем также на стр. 2 настоящего решения.
При правовой регламентации доводов жалобы по оспариванию действий (бездействий) Заказчика в отношении указанного в Извещении закупки по выполнению работ по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Хатанзейского муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" исходит из следующих правовых оснований.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ).
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (часть 5 статьи 31).
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31).
Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок (часть 7 статьи 31).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571.
Извещением N 0384300011324000016 установлены требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства N 2571 (далее- ПП РФ от 29.12.2021 N 2571) (см. пункты 1, 2, 3, 3 и 3.1.Извещения).
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлен Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлен код позиции ОКПД2 42.11.20.290 "Работы по ремонту прочих автомобильных дорог".
Кроме того, согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Как указано выше, НМЦК по закупке заявлена на сумму 46 534 777 руб. 88 коп.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства N 2571, а пунктом 18 данного приложения предусмотрены "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги".
В соответствии с пунктом 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона, подтверждающие наличие у участника закупки одного следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:1) исполненный договор;2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:1) исполненный договор;2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Согласно раздела II "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по её заполнению" к Извещению подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласно "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке", являющегося приложением к Извещению, документами, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона, предусмотренные пунктом 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" вышеуказанного приложения к Постановлению Правительства N 2571 дополнительные требования полностью совпадают.
В содержании Технического задания (см. пункт 1) указано, что Подрядчик выполняет все работы по ремонту объекта из своих материалов, своими силами и средствами в объеме и сроки, предусмотренные контрактом и приложениях к нему. При выполнении работ по ремонту автодороги должны соблюдаться требования СП 78.13330. 2012 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 58350-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Технические средства организации дорожного движения в местах производства работ. Технические требования. Правила применения".
Термин "автомобильная дорога" раскрыт в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ" (ред. от 04.08.2023) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2024) (далее - Закон N 257-ФЗ) как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Таким образом участникам закупки, подавшими соответствующие заявки, условия закупки и соответствующие требования к составу заявки, включая значение дорог, были понятны до начала аукциона, в связи с чем разъяснения положений Извещения о проведения закупки по данной закупке не заявлены.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Постановления N 2571 для целей настоящего постановления опыт исполнения работ подтверждается договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия Ненецкого УФАС России на основании регламентированных положений и исследовав доводы жалобы Заявителя сосредотачивает правовое внимание на то, что пунктами 1 и 2 позиции 18 подтверждено именно следующее: "в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ".
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона N 257-ФЗ реконструкция автомобильной дороги представляет комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
В этой связи необходимо отметить, что работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог несмотря на их отличие от работ по текущему ремонту или по содержанию автомобильных дорог, то, соответственно, имея различное правовое регулирование в отношении видов дорог, при этом должны соответствовать "Дополнительным требованиям к участникам закупки" в отношении опыта исполнения работ по договору N115-01/Р от 12.01.2021, предусматривающего выполнение работ по реконструкции капитального ремонта автомобильной дороги, о чем также акцентировано в содержании решения в соответствии с пунктом 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги".
В содержании жалобы на действия комиссии по осуществлению закупок Заявитель ссылается на то, что при отклонении заявки участника закупки в протоколе подведения итогов данной комиссией указана на пункт 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при этом, по его мнению, представленный договор N115-01/Р от 12.01.2021 подтверждает опыт работ ООО "АРС", предусмотренный пунктом 3 позиции 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571.
В связи с тем, что комиссией по осуществлению закупок Заказчика в протоколе подведения итогов поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.03.2024 указаны основания несоответствия участника закупки в соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, то есть - как несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, - то Комиссия контрольного органа считает, что данное правовое обоснование Заказчика является не точной формулировкой дела ввиду не соответствия вышеуказанным требованиям Извещения (пункт 3.1) и приложения Постановления N 2571.
В этой связи Комиссия контрольного органа считает, что в действиях комиссии по осуществлению закупок МКУ "Чистый город" усматривается нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Вместе с тем данное нарушение не влечет за собой отмены протокола подведения итогов определения подрядчика от 21.03.2024, поскольку из содержания Извещения о проведении закупки конкретно следует, что Заказчик установил предусмотренные требования о необходимости подтверждения участником заявки о подтверждении факта исполнения договора и, тем самым, подтверждения его в составе заявки.
За допущенные нарушения пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе действия членов комиссии по осуществлению закупок МКУ "Чистый город" подлежат квалификации по статье 7.30 КоАП РФ, т.е. данные должностные лица подвергаются к административному виду ответственности.
Из предусмотренных дополнительных требований, таким образом, следует, что в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции, участник закупки должен подтвердить факт исполненного договора ( см. п. 3.1 Извещения).
В этой связи Комиссия Ненецкого УФАС России отмечает, что согласно Извещению о проведении аукциона и в силу того, что Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупок в соответствии с Постановлением N 2571, тем самым, выполнение соответствующего требования участниками закупки, в том числе, подтверждения ими факта исполненного договора, является для них обязательным правовым элементом подтверждения.
С учетом изложенных оснований и их соответствия правовым положениям закупки по Извещению N 0384300011324000016, Комиссия контрольного органа подходит к выводу, что несмотря на установление в действиях комиссии по осуществлению закупок МКУ "Чистый город" нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе, но при этом оснований для вынесения предписания Заказчику не усматриваются ввиду отсутствия последствий, повлиявших на результат подведения итого определения подрядчика.
При анализе представленных письменных документов Комиссией Ненецкого УФАС России выяснены следующие обстоятельства, которые являются значимыми по рассматриваемому делу.
В заседании Комиссии контрольного органа представитель Заявителя акцентировал о том, что к заявке приобщены письменные документы, подтверждающие опыт работы ООО "АРС" на основании договора, актов приемки, подтверждающие опыт исполнения, справки о стоимости выполненных работ и затрат, которые направлены оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
В отношении запроса Ненецкого УФАС России о необходимости подтверждения перечисления денежных средств по исполненным работам Заявитель не подтвердил и указал, что данное обстоятельство в настоящий период из-за смены руководителя ООО "АРС" отсутствует и сведения об исполненном договоре N115-01/Р от 12.01.2021, полученных ООО "АРС" в виде денежных средств (поступивших сумм) и исходящих из цены договора, которые должны были произведены ООО "БМТ", не предоставляются.
В заседании Комиссии контрольного органа представители Заявителя пояснили о том, что документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному дополнительному требованию, является один контракт (договор) при цене договора 100 749 671 руб.62 коп.
Вместе с тем договор, заключенный между ООО "БМТ" и ООО "АРС" должен быть исполнен сторонами в полном объеме, но данный договор, представленный ООО "АРС" к заявке, в публично- правовом пространстве при наличии цены 100 млн. 749 тыс. 671 руб. 62 коп., нигде не имеет подтверждения об исполнении договора, включая о публикации о своем существовании. Договор также не имеет соответствующей реестровой записи в ЕИС ни в порядке ФЗ-44, ни по 223-ФЗ, в связи с чем вызвал сомнение в его недостоверности у комиссии по осуществлению закупок МКУ "Чистый город".
В этой связи к материалам дела приобщены представленные МКУ "Чистый город" письменные доказательства, обосновывающие его позицию по факту подведения итогов закупки и выявленных недостоверных сведений.
В частности, на момент подведения итогов определения подрядчика Заказчику стало известно, что данный договор N115-01/Р от 12.01.2021 на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (IV категория), заключенный между ООО "ЭКОДОМ" и ООО "БМТ" (ИНН8603223636) по одному и тому же предмету договора - т.е. на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги от моста на ул. Энергетиков, г. Сургут вдоль Югорского тракта до Югорского вантового моста, - с подтверждающими: актом приемки законченного строительством объекта от 30.06.2021, заключенного в одно и то же время и с идентичными реквизитами, в т. ч. с подтверждением договора справкой стоимости выполненных работ и затрат от 30.06.2021 N 10; акта о приемке выполненных работ от 30.06.2021 N 10, представленные Заявителем ООО "Экодом", аккредитованного на электронной площадке "Фабрикант", в отношении закупки в другом регионе, полностью совпадают.
Тем самым, все сведения по данному договору, представленные ООО "Экодом, по мнению Заказчика, имеющие идентичность реквизитов и тождественность объекта закупки, полностью приобщены ООО "АРС" к заявке по закупке Извещения N0384300011324000016.
Из представленного Заказчиком письменных документов, в частности, решения по результатам рассмотрения Комиссии Чувашского УФАС России от 16. 04.2024 по делу N021/06/31-92/2024 следует о том, что в Чувашской УФАС России 13.02.2024 поступила жалоба ООО "ЭКОДОМ" на действия Заказчика Управления городского хозяйства администрации Новочебоксарска при проведении открытого конкурса в электронной форме на содержание элементов благоустройства и озеленения города Новочебоксарска Чувашской Республики (Извещение N 0815500000524000365), из содержания которого следует о приобщении к заявке вышеназванного договора с соответствующими приложениями от ООО "ЭКОДОМ".
Ввиду того, что ООО "БМТ" (ИНН 8603223636) согласно выписке из ЕГРЮЛ ликвидировано 03 августа 2021 г., а также согласно письма администрации г. Сургут Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.02.2024 от 01-02-2260/4 работы по реконструкции автомобильной дороги, указанные в договоре N 115-01/Р от 12.01.2021 в 2020-2021 г.г. не проводились, поэтому решением Комиссии Чувашского УФАС России признано о несоответствии Заявителя жалобы - ООО "ЭКОДОМ" дополнительным требованиям в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Кроме того, на основании справки Межрайонной ИФНС N6 по Ханты - Мансийскому автономному округу-Югра N 10-19/07959 подтверждается, что деятельность ООО "БМТ" (ИНН 8603223636) прекращена 03.08.2021. В отношении ООО "БМТ" последняя отчетность представлена 27.10.2017. В 2020 году движение по расчетному счету не осуществлялось. 18.02.2020 закрыт расчетный счет ООО "БМТ" в ПАО "Сбербанк России".
Комиссия Ненецкого УФАС России считает, что установленные обстоятельства имеют правовое значение для оценки по рассматриваемому делу, поскольку данное решение Чувашского УФАС России размещено в ЕИС, поэтому факт подложности договора N 115-01/Р от 12.01.2021 с соответствующими приложениями, приобщенного к заявке N 116159430 ООО "АРС" в отношении закупки "Выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Хатанзейского муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N 0384300011324000016), находится в логической и правовой взаимосвязи.
В этой связи в отношении заявленного Заказчиком позиции о фальсификации представленных участником закупки ООО "АРС" к заявке N116159430 письменных доказательств, преследующих цель признания данного общества победителем, Комиссия Ненецкого УФАС России считает необходимым обратить внимание на правовое значение представленных доказательств с причинно-следственной связью со следующими обстоятельствами.
В частности, из выписки ЕГРЮЛ ООО "АРС" следует, что основным видом деятельности общества является подготовка строительной площадки, а дополнительными видами деятельности - производство разных видов строительных материалов, штукатурных, столярных, плотничных электромонтажных и других работ, торговля, разные посреднические услуги. Однако в качестве вида деятельности отсутствует ремонт, реконструкция автомобильных дорог по установленным видам дорог соответствующего значения, предусмотренных класси
Между тем из содержания договора N 115-01/Р от 12.01.2021 конкретно не подтверждено о том, что какому виду работ фактически предназначен данный комплекс работ, поскольку исходя из содержания текста договор якобы следуют подрядные работы, а из технического задания (приложение N 1) следует, что договор является субподрядным.
Кроме того, на выполнение работ проектно-сметной документации у ООО "АРС" правовые основания для такой деятельности также отсутствуют, в видах деятельности также данное основание также не регламентировано, а в содержании договора о привлечении субподрядных организаций основания отсутствуют.
Более того, в связи с анализом деятельности по ОКВЭД, у Комиссии контрольного органа возник резонный вывод о том, что ООО "АРС" не мог осуществить предусмотренный объем работ по данному договору, в отношении которых необходимы подтверждение соответствующих лицензий, разрешений, в т.ч. осуществления проектно-изыскательской деятельности, поскольку в предмете договора и техзадании сосредоточены разные виды сложных работ.
При цене заключенного между ООО "БМТ" и ООО "АРС" договора 100 749 671, 62 руб. согласно справки стоимости выполненных работ и затрат от 30.01.2021, акта приемки выполненных работ от 30.06.2021, НДС составляет 16 791 611, 94 руб., которая должна быть отражена бухгалтерском балансе данного общества.
Однако из имеющихся сведений, опубликованных ФНС России в публично- правовом пространстве информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следует, что по отчету о финансовых результатах (формы КНД 0710096, формы по ОКУД 0710002) выручка и расходы, предусмотренные по единице измерения ("тыс.руб.") по состоянию на 31.12.2021 составляет 16 570 (16203) руб., чистая прибыль - 14; по состоянию на 31.12.2020 составляет 14 534 (13 514) руб., чистая прибыль - 604. При этом по состоянию на 31.12.2022 выручка и расходы по обычной деятельности - 25 1219 (23809), чистая прибыль (убыток) - 289.
Таким образом, в случае подтверждения факта оплаты стоимости работ по вышеуказанной цене договора данные сведения должны была отразиться на балансе (отчете) о финансовых результатах 2021 г. и (или) 2022 г., поэтому данное обстоятельство, в свою очередь, подтверждает о невозможности представления в Ненецкое УФАС России платежных поручений в целях обоснования перечисленных средств на р/счет ООО "АРС" от ООО "БМТ" в силу фиктивности или фальсификации договора N 115-01/Р от 12.01.2021 с соответствующими приложениями, представленных к заявке.
Следовательно, никаких денежных средств на основании акта приемки выполненных в размере 83 958 059, 68 руб. ООО "БМТ" на р/счет ООО "АРС" в 2021 г. не перечислены, поскольку сумма НДС 20% в налоговых сведениях также не отражена.
Изложенные обстоятельства находятся в совокупной взаимосвязи с вышеуказанными сведениями из налогового органа о прекращении деятельности ООО "БМТ" (ИНН 8603223636) с 03.08.2021, о закрытии расчетного счета ООО "БМТ" в ПАО "Сбербанк России" с 18.02.2020, которые, в свою очередь, контрольному органу в сфере закупок позволяют подойти к правомерному выводу о том, что приобщенные участником закупки ООО "АРС" к заявке N116159430 документы, которые должны были подтвердить установленные Заказчиком требования в соответствии с позицией раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N2571, в т.ч. подтвердить факт исполнения договора, являются фальсифицированными (подложными) сведениями.
В результате предоставления ООО "АРС" фальсифицированных документов и изложения в них недостоверных сведений данные документы влекут свою недействительность.
Необходимо отметить, что данные документы, в случае отсутствия надлежащего контроля и оценки со стороны комиссии по осуществлению закупок в отношении установленных дополнительных требований закупки, могли повлиять на результат итогов определения подрядчика.
В этой связи Комиссия контрольного отмечает, что за результативность и эффективность закупки ответственность прежде всего возлагается на самого Заказчика.
Заказчиком предоставлены сведения из Администрации г. Сургут, что работы по реконструкции дороги, указанные в договоре от 12.01.2021 N115-01/Р не проводились, с указанными в договоре контрагентами контракты не заключались, а ранее этот договор пытался представить участник ООО "ЭКОДОМ" в нескольких закупках.
Заказчик также подтвердил, что с ООО "АРС" имел опыт работы в 2023 г. по муниципальному контракту на выполнение работ по ремонту автомобилей дороги по ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре (пересечение с ул. Ленина до ул. Октябрьской), однако данный контракт им не исполнен и расторгнут сторонами.
Заказчиком также приведены примеры и собраны информация о контрактах N0184300000523000006, N0184300000523000008, N0184300000523000009 по благоустройству территорий пос. Искателей НАО, по которым ООО "АРС" работы также не исполнены и расторгнуты.
Иной подход Заказчика к подтверждению опыта работ общества является формальным и противоречит принципам контрактной системы в сфере закупок, установленным статьей 6 Закона N 44-ФЗ.
В этой связи Комиссия контрольного органа подходит к выводу о том, что факт исполнения договора участник закупки ООО "АРС" не предоставил и не подтвердил, а основания отклонения заявки комиссии по осуществлению закупок Заказчика являются правомерными и обоснованными.
Исходя из общих принципов законодательства о контрактной системе следует, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом анализа выявленного в ходе рассмотрения обстоятельств дела, Комиссия Ненецкого УФАС России подходит к выводу о том, что для признания жалобы ООО "АРС" обоснованной отсутствуют правовые основания, предусмотренные вышеуказанными нормами.
Комиссия Ненецкого УФАС России также подходит к выводу о том, что действия ООО "АРС" являются неправомерными и нарушающими установленные принципы контрактной системы в сфере закупок, поскольку данное общество, будучи участником закупки и предоставив к заявке фальсифицированные документы и содержащиеся в ней сведения, в целях признания его победителем по вышеуказанному предмету муниципальной закупки, нарушил нормы своего поведения как хозяйствующего субъекта по соблюдению добросовестной конкуренции, поскольку в соответствии статьей 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление правом в иных формах.
При наличии в составе ООО "АРС" среднесписочной численности двух работников, отсутствия его надлежащей материальной и финансовой базы, в т. ч. непредусмотренного вида основной деятельности по текущему ремонту или реконструкции автомобильных дорог, не заявленных в основной и дополнительной деятельности данного общества, о чем свидетельствуют приобщенные к материалам дела доказательства, в совокупной указывают на то, что данное юридическое лицо готовился к своей противоправной деятельности заранее, тем самым, подготовив фальсифицированные письменные доказательства для участия в закупке в 2024 г. и, будучи участником закупки, подал заявку на участие, настаивал о доказанности исполненного договора на основании якобы достоверных документов на заседании Комиссии контрольного органа.
Иное толкование Заявителем положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела о нарушении законных прав и интересов ООО "АРС" по отклонению заявки, не свидетельствуют о неправильном применении комиссией по осуществлению закупок установленных законодательством требований Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения и находятся в противоречии с представленными доказательствами, имеющих отношение к правомерному отклонению заявки ООО "АРС" на признание его победителем закупки.
Предоставление участником закупки таких документов иным способом, в том числе в составе заявки участника в качестве предложения участника закупки в отношении объекта закупки и других приложений, исходящих из содержания их подложности, может привести к созданию неконкурентного преимущества такому участнику перед участниками, в полной мере исполнившими требования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
О своей недобросовестной деятельности по предоставлению фальсифицированных (подложных) документов и содержащихся в них недостоверных сведений ООО "АРС" знало достоверно и по данной закупке согласно заранее размещенного в ЕИС Извещения N 0384300011324000016, поэтому в лице участника закупки данное общество готовилось к подаче фальсифицированных документов согласно заявки в качестве аккредитованного лица на электронной площадке.
Кроме того, по данному обстоятельству необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что ООО "АРС" знало о том, что ООО "БМТ" прекратило свою деятельность в результате ликвидации в 2020 г., а договор N 115-01/Р от имени ООО "БМТ" ООО "АРС" якобы заключенный с 12.01.2021, т.е. после исключения ООО "БМТ" из ЕГРЮЛ.
В этой связи ответственность за предоставление фальсифицированных сведений должна возлагается на участника закупки ООО "АРС", который был заинтересован именно в этой закупке.
Более того, ООО "БМТ" никак не мог осуществить какие-либо работы в отношении отсутствующего объекта закупки, закрытых счетов на ведение хозяйственно-экономической деятельности и, тем самым, невозможности осуществления каких-либо расчетов с любым юридическим лицом, и, безусловно, в т.ч.с ООО "АРС".
Представление подложных (фальсифицированных) сведений ООО "АРС" после прекращения деятельности в пространстве и во времени юридического лица ООО "БМТ" через систему ЕИС, являющегося официальным сайтом государственных и муниципальных закупок, посягается на установленный порядок в области хозяйственно-финансовых отношений, при этом сам факт подлога документов и их представление в ЕИС, должно регулироваться уголовным законодательством.
В этой связи в отношении выявленных в ходе проверки фальсифицированных сведений и представления ООО "АРС" подложных документов по закупке в ЕИС в целях признания его как участника победителем закупки, Комиссия Ненецкого УФАС России считает необходимым информировать в установленном порядке УМВД России НАО.
Неправомерное отношение к закупке, исходящие из противоправных действий участника закупки ООО "АРС", по мнению Комиссии контрольного органа, также дискредитирует установленный порядок экономической деятельности страны, нарушения принципов, позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, а также необходимости достижения по ним заданных результатов.
В силу того, что в действиях ООО "АРС" выявлены признаки недобросовестной конкуренции, Комиссия контрольного органа считает необходимым передать в установленном порядке материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу для разрешения вопроса о возбуждения дела о нарушении Закона о конкуренции.
На основании изложенных обстоятельств, Комиссия Ненецкого УФАС России, руководствуясь статьей 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Жалобу ООО "АРС (ОГРН 1148383000061) на действия Заказчика - МКУ "Чистый город" (ОГРН 10474245557490) при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки " Выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Хатанзейского муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N 0384300011324000016) - признать необоснованной;
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика - МКУ "Чистый город" нарушение пункта 2 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе;
3. Предписание Заказчику не выдавать;
4. Передать в установленном порядке материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу для разрешения вопроса о необходимости возбуждения административного производства, предусмотренного частью 2.1 статьи 7. 30 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
5. Передать в установленном порядке материалы дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу для разрешения вопроса о необходимости возбуждения дела о нарушении Закона о конкуренции в отношении ООО "АРС";
6. Передать материалы дела для проведения проверочных мероприятий в УМВД России по НАО относительно выявленных Комиссией Ненецкого УФАС России фальсифицированных (подложных) документов и недостоверных сведений, а также их предоставления и размещения ООО "АРС" в составе заявки фальсифицированного договора N115-01/Р на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (IV категория), заключенного между ООО "БМТ" и ООО "АРС" от 21 января 2021 г. с соответствующими приложениями, допущенных при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки " Выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Хатанзейского муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (Извещение N 0384300011324000016), - в целях принятия мер по нормам Уголовного кодекса РФ.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 28 марта 2024 г. N 083/06/106-25/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2024