Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04.04.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
Х. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Д. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- Н., действующая на основании доверенности от 09.01.2024 N 2,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1":
- Х., действующая на основании доверенности от 27.12.2023 б/н,
- К., действующая на основании доверенности от 15.12.2021 б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - Общества с ограниченной ответственностью "Порт Системс" (далее - ООО "Порт Системс"),
рассмотрев жалобу (вх. N 1226-ЭП/24 от 27.03.2024) ООО "Порт Системс" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824001111 на поставку расходного материала (перчатки) для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" на 2024 год и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения жалобы была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно жалобе ООО "Порт Системс" в позиции 11 описания объекта закупки заказчиком установлено требование к товару, соответствующее одному производителю медицинского изделия, которое также не предусмотрено государственными стандартами.
До рассмотрения жалобы ООО "Порт Системс" в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение заказчика (вх. N 1290-ЭП/24 от 01.04.2024), согласно которому извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824001111 соответствует требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами жалобы ООО "Порт Системс" и поддержали письменное возражение в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы заказчика.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N электронного аукциона N 0112200000824001111 на поставку расходного материала (перчатки) для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" на 2024 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки несет заказчик, в рассматриваемом случае, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1".
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 20.03.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824001111 на поставку расходного материала (перчатки) для нужд ГБУЗ РТ "Республиканская больница N 1" на 2024 год, начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом, в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Запрещается совершение заказчиками и их должностными лицами любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона о контрактной системе в целях централизации закупок могут быть создан государственный орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Такой уполномоченный орган осуществляет полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов или о наделении их указанными полномочиями.
Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с статьей 26 Закона о контрактной системе (часть 10 статьи 26 Закона о контрактной системе).
Как указано выше, постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок).
В силу подпунктов 1 и 2 пункта 2.1 Порядка заявка на закупку - это сформированный в РКС электронный документ, содержащий разработанные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью документы и сведения заказчика о закупке товаров, работ, услуг на основе и в сроки, установленные планом-графиком, являющийся основанием для начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя); РКС - это региональная информационная система "Управление государственными закупками Республики Тыва", интегрированная с единой информационной системой в сфере закупок.
Подпунктом 3 пункта 3.3 Правил предусмотрено, что заявка на закупку содержит сравнительную таблицу параметров эквивалентности, содержащую не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования, в случае подачи заявки на закупку медицинского оборудования, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств и радиоэлектронной продукции, с учетом того, что использованные в сравнительной таблице модели (марки) оборудования должны соответствовать коэффициенту вариации при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, при закупке медицинского изделия заказчик обязан обосновать наличие не менее двух моделей (марок) оборудования разных производителей, характеристики которых подходят под предъявляемые требования заказчика.
При этом, такое обоснование должно быть мотивированным и основываться на соответствующих доказательствах, поскольку как указано выше, заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
В силу пункта 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000824001111 с указанием функциональных, технических и качественных характеристик медицинского изделия (перчаток), в частности, в позиции 11 установлены требования к перчаткам смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные, в том числе, к форме таких перчаток - с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев для снижения нагрузки на пальцы при продолжительных манипуляциях.
ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008) устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
ГОСТ 32337-2013 устанавливает требования к медицинским диагностическим нитрильным перчаткам, предназначенным для проведения медицинских исследований, диагностики и терапевтических процедур.
При этом, указанные государственные стандарты не предусматривают перчаток с формой повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев для снижения нагрузки на пальцы при продолжительных манипуляциях.
Вместе с тем, заказчиком в материалы жалобы N 017/06/105-149/2024 представлена сравнительная характеристика медицинских изделий (перчаток) о соответствии трех производителей перчаток требованиям, установленным позицией 11 описания объекта закупки (технического задания).
Как следует из представленных заказчиком документов и информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения www.roszdravnadzor.gov.ru "Государственный реестр медицинских изделий", медицинские изделия производства компании ООО "Ройал Краун" (Российская Федерация, регистрационное удостоверение от 29.12.2023 N РЗН 2023/21857) и Хелиомед Хандельсгез м.б.Х (Австрия, регистрационное удостоверение от 11.06.2014 N ФСЗ 2009/04144) имеют форму - с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев для снижения нагрузки на пальцы при продолжительных манипуляциях.
В силу части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Регистрационное удостоверение выдается бессрочно (пункт 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416).
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчик доказал наличие на рынке не менее двух производителей медицинского изделия (перчаток) соответствующих требованиям, установленным позицией 11 описания объекта закупки (техническое задание) извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824001111.
В свою очередь, достаточных доказательств того, что у ООО "Порт Системс" имеются ограничения в поставке товара (перчаток), в том числе ограничивает право ООО "Порт Системс" на участие в электронном аукционе, препятствует каким-либо образом подаче заявки на участие в закупке, в материалы жалобы N 017/06/105-149/2024 не представлено, участие в заседании Комиссии своего представителя ООО "Порт Системс" не обеспечено.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки (техническое задание) не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, следовательно, довод ООО "Порт Системс" о том, что в описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товару, соответствующие одному производителю медицинского изделия (перчаток), является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Порт Системс" необоснованной.
Председатель Комиссии |
Х |
|
Члены Комиссии |
|
О
Д |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 апреля 2024 г. N 017/06/105-149/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2024