Резолютивная часть решения объявлена 02.04.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
Х. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Д. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- Д., действующая на основании доверенности от 08.02.2024 N ЧО-89,
при участии в рассмотрении жалобы в здании Тывинского УФАС России:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1":
- Х., действующая на основании доверенности от 27.12.2023 б/н,
- К., действующая на основании доверенности от 15.12.2021 б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - индивидуального предпринимателя Х. (далее - ИП Х.),
рассмотрев жалобу (вх. N 1230-ЭП/24 от 27.03.2024) ИП Х. на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824001124 на поставку медицинских изделий (Набор для катетеризации центральных вен) для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" на 2024 год и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения жалобы была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно жалобе ИП Х. в описании объекта закупки заказчиком указаны размеры каналов и игл, которые вводят участников закупки в заблуждение.
До рассмотрения жалобы ИП Х. в адрес Тывинского УФАС России поступило письменное возражение заказчика (вх. N 1291-ЭП/24 от 01.04.2024), согласно которому извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824001124 соответствует требованиям, установленным законодательством о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами жалобы ИП Х. и поддержали письменное возражение в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа поддержала доводы заказчика.
Рассмотрев жалобу и возражение к ней, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000824001124 на поставку медицинских изделий (Набор для катетеризации центральных вен) для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" на 2024 год, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому заказчик разрабатывает и утверждает описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (подпункт 2 пункта 5.2).
Таким образом, ответственность за описание объекта закупки несет заказчик, в рассматриваемом случае, Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1".
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 20.03.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000824001124 на поставку медицинских изделий (Набор для катетеризации центральных вен) для нужд ГБУЗ РТ "Ресбольница N 1" на 2024 год, начальная (максимальная) цена контракта - 840 000 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000824001124 с указанием функциональных, технических и качественных характеристик медицинского изделия (набор для катетеризации центральных вен), в частности, размер дистального канала - 16G 1,65 мм, размер среднего канала - 18G
1,35 мм, размер проксимального канала 18G
1,35 мм, размер проводниковой иглы типа Луер-Лок - 18G (диаметром
1,35 мм).
Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что "G" (сокращение от английского Gauge [гейдж] или шкала Гейджа) - это особое обозначение, встречающееся практически в каждом колющем медицинском изделии и используемое для измерения наружного диаметра игл.
В соответствии с требованиями Международной Организации Стандартизации (ISO 6009:2016) все иглы для инъекций оснащаются специальным цветовым идентификатором, позволяющим различать диаметр и тип иглы еще до вскрытия упаковки - цветовой идентификатор наносится на внешнюю сторону упаковки.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.08.2020 N 508-ст с 01.01.2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 6009-2020 "Иглы инъекционные однократного применения. Цветовое кодирование".
ГОСТ Р ИСО 6009-2020 устанавливает цветовые коды для идентификации инъекционных игл однократного применения обозначенного метрического размера в диапазоне от 0,18 (34-й калибр) до 3,4 мм (10-й калибр). Это относится к иглам с нормальной стенкой, тонкостенным, экстратонкостенным, ультратонкостенным и к непрозрачным и полупрозрачным цветам.
В пунктах 2.1 и 2.2 ГОСТа Р ИСО 6009-2020 приведены термины и определения: обозначенный метрический размер (designated metric size) - это обозначение наружного диаметра трубки (примечание - выражается в миллиметрах) и калибр (то есть, gauge) - это традиционное обозначение размера (примечание - определенный размер калибра соответствует обозначенному метрическому размеру, устанавливая пределы для наружных диаметров).
В таблице N 1 ГОСТа Р ИСО 6009-2020 приведено соотношение обозначенного метрического размера, калибра (gauge) и цветового кода, в частности:
Обозначенный метрический размер, мм |
Калибр |
Цвет |
1,2 |
18 |
Розовый |
1,6 |
16 |
Белый |
Таким образом, ГОСТ Р ИСО 6009-2020 четко определяет соотношение размеров калибра ("G" (gauge [гейдж]) или шкала Гейджа) к метрическому размеру в миллиметрах (применительно к рассматриваемому случаю, 16G равен 1,6 мм, 18G равен 1,2 мм), следовательно, указание заказчиком в описании объекта закупки (техническое задание) размера в виде 16G 1,65 мм и 18G
1,35 мм не соответствует действительности, поскольку указанный государственный стандарт не предусматривает таких размеров.
При этом, анализ информации, размещенной на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения www.roszdravnadzor.gov.ru "Государственный реестр медицинских изделий", позволяет сделать вывод, что размер игл (каналов) в наборе для катетеризации центральных вен, в большинстве случаев, указывается в шкале Гейджа (G (gauge)).
В частности, медицинское изделие (набор для катетеризации центральных вен) производства компании АО "МедСил" (Российская Федерация, регистрационное удостоверение от 04.07.2023 N РЗН 2023/20474) имеет в составе катетеры с размерами 16G (наружный диаметр 1,6 мм) и 18G (наружный диаметр 1,2 мм), что также соответствует ГОСТу Р ИСО 6009-2020.
Кроме того, из инструкции по заполнению заявок (пункт 1 раздела 4 приложения к извещению о проведении электронного аукциона N 0112200000824001124 "Правила чтения символов") следует, что символ "" обозначает "больше или равно" и в указанных случаях участнику закупки необходимо в заявке указать конкретное значение.
При таких обстоятельствах, описание объекта закупки (техническое задание) с учетом инструкции по заполнению заявок позволяет участникам закупки вариативный поход к указанию метрического размера игл (каналов), что не только не будет соответствовать действительным размерам, определенным ГОСТом Р ИСО 6009-2020, но и также может привести к нарушению прав участников закупки (отклонение заявки, отказ заказчиком в приемке товара и как следствие угроза включения потенциального поставщика в реестр недобросовестных поставщиков).
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что подобное раскрытие заказчиком своих потребностей в описании объекта закупки свидетельствует о ненадлежащем формировании им описания объекта закупки электронного аукциона N 0112200000824001124, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ИП Х. о том, что в описании объекта закупки заказчиком указаны размеры каналов и игл, которые вводят участников закупки в заблуждение, является обоснованным.
Указанное нарушение законодательства о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Х. обоснованной.
2. Установить в действиях заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1" нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части описания объекта закупки, носящего необъективный характер.
3. Выдать уполномоченному органу - Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок и аукционной комиссии уполномоченного органа, заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Тыва "Республиканская больница N 1", оператору электронной торговой площадки - АО "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждения дела об административном правонарушении в отношении винновых должностных лиц.
Председатель Комиссии |
Х |
|
Члены Комиссии |
|
О
Д |
|
|
|
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 апреля 2024 г. N 017/06/105-150/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024