Резолютивная часть решения объявлена 03.04.2024
Решение в полном объеме изготовлено 05.04.2024
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии:
Х. - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
О. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Д. - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок:
- Д., действующая на основании доверенности от 09.01.2024 N 1,
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ":
- М., действующий на основании доверенности от 03.04.2024 б/н,
в отсутствии надлежащим образом извещенного подателя жалобы - гражданки М. (далее - М.),
рассмотрев жалобу (вх. N 1229-ЭП/24 от 27.03.2024 года) гражданки М. на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046 на приобретение 1 благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва (1 лот) и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес уполномоченного органа, государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения жалобы была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Согласно жалобе гражданки М. комиссией по осуществлению заявок неправомерно принято решение о несоответствии ее заявки требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046.
Представитель государственного заказчика не согласился с доводами жалобы гражданки М. и пояснил, что участником закупки предлагается к поставке жилое помещение, на которое наложено обременение в виде ипотеки.
Представитель уполномоченного органа не согласилась с доводами жалобы гражданки М. и поддержала доводы представителя государственного заказчика.
Рассмотрев жалобу, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, и проведя внеплановую документарную проверку запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046 на приобретение 1 благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва (1 лот), Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 29.03.2017 N 122 утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок (уполномоченный орган) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), согласно которому уполномоченный орган формирует состав комиссии по осуществлению закупок (подпункт 9 пункта 5.1).
Таким образом, ответственность за действия (бездействие) комиссии по осуществлению закупок несет уполномоченный орган (Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок).
Так, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 19.03.2024 размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046 на приобретение 1 благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Шагонар Улуг-Хемского района Республики Тыва (1 лот), начальная (максимальная) цена контракта - 3 416 190 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 27.03.2024 на момент окончания срока подачи заявок поступило 2 заявки, из которых комиссией по осуществлению закупок заявка участника закупки N 116199356 признана соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046.
Заявка участника закупки N 116198770 (М.) признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046, на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а именно: "Отсутствуют документов на правообладание жилым помещением так же отсутствуют нотариальной доверенности на продажу от собственника".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки (техническое задание) приведено в приложении к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046 с указанием функциональных, технических и качественных характеристик благоустроенного жилого помещения, в том числе, установлено условие о том, что жилое помещение не должно быть обременено правами третьих лиц, продано, заложено, не должно состоять в споре и под арестом (запрещением), обременено рентой, арендой, наймом или какими-либо иными обязательствами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Таким образом, участники запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046 в составе своих заявок должны указывать характеристики предлагаемого благоустроенного жилого помещения, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (техническое задание).
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, участником закупки N 116198770 в составе своей заявки предлагается к поставке жилое помещение в многоквартирном доме.
При этом, участником закупки N 116198770 в составе своей заявки представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости, из которой следует, что на заявленную квартиру наложено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки (лицо, в пользу которого установлено ограничение прав и объекта недвижимости - КПК "Ваши деньги").
В соответствии с частью 1 статьи 77 Закона Российской Федерации от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) жилое помещение, приобретенное либо построенное полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство указанного жилого помещения, находится в залоге с момента государственной регистрации ипотеки в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 4 статьи 53 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости осуществлена государственная регистрация ипотеки, то государственная регистрация перехода права собственности на такой объект недвижимости или данного права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений такого объекта недвижимого имущества или ограничений данного права, внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о таком объекте недвижимого имущества осуществляются при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено федеральным законом или договором об ипотеке. При государственной регистрации перехода права собственности на такой объект недвижимости или такого права, возникновения, перехода или прекращения иных обременений на такой объект недвижимого имущества запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о государственной регистрации ипотеки такого объекта недвижимости или такого права сохраняется. Залогодержатель уведомляется о поступлении документов на государственную регистрацию перехода права, ограничения права на заложенное имущество, обременения заложенного имущества, проведенной в указанных случаях государственной регистрации, а также о проведенных одновременно государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на объект долевого строительства и государственной регистрации ипотеки такого объекта долевого строительства в порядке и способами, которые устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В силу части 1 статьи 37 Закона об ипотеке отчуждение имущества, заложенного по договору об ипотеке, возможно лишь с согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено договором об ипотеке.
Вместе с тем, участником закупки N 116198770 (М.) в составе своей заявки согласие банка на отчуждение жилого помещения не представлено.
Кроме того, из части 1 статьи 38 Закона об ипотеке следует, что при переходе прав на заложенное имущество к другому лицу ипотека сохраняется, лицо, которое приобрело заложенное по договору об ипотеке имущество в результате его отчуждения или в порядке универсального правопреемства, в том числе в результате реорганизации юридического лица или в порядке наследования, становится на место залогодателя и несет все обязанности последнего по договору об ипотеке, включая те, которые не были надлежаще выполнены первоначальным залогодателем.
В силу пункта 1 статьи 460 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц.
Из материалов жалобы N 017/06/105-148/2024 не усматривается волеизъявление государственного заказчика принять указанное имущество, обремененное правами третьих лиц.
Более того, необходимо отметить, что жилое помещение приобреталось для государственных нужд в целях обеспечения квартирами детей-сирот.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима, или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.
В силу положений статьи 39 Закона об ипотеке при отчуждении имущества, заложенного по договору об ипотеке, с нарушением правил пунктов 1 и 2 статьи 37 Закона об ипотеке залогодержатель вправе по своему выбору потребовать: признания сделки об отчуждении заложенного имущества недействительной и применения последствий, предусмотренных статьей 167 Гражданского кодекса Российской Федерации; досрочного исполнения обеспеченного ипотекой обязательства и обратить взыскание на заложенное имущество независимо от того, кому оно принадлежит.
Таким образом, в случае признания заявки участника закупки N 116198770 (М.) соответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046, комиссия по осуществлению закупок, зная о наличии ипотеки, в отсутствие согласия банка создавала для заказчика возможность признания сделки недействительной и применения последствий ее недействительности сделки, тогда как государственный заказчик, заключая государственный контракт, действует из публичных интересов, жилое помещение приобретается для государственных нужд в целях обеспечения квартирами детей-сирот, а оплата в рамках указанного контракта происходит из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что предлагаемое участником закупки N 116198770 (М.) жилое помещение в отношении которого наложено ограничение прав и обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в отсутствие в составе заявки согласия банка не соответствует условиям, предусмотренным извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046.
В свою очередь, доказательств, свидетельствующих об обоснованности своего довода, гражданкой М. в составе своей жалобы не представлено, участие в заседании Комиссии не принято.
В силу пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что комиссией по осуществлению заявок принято правомерное решение о признании участника закупки N 116198770 (М.) несоответствующей требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046 на основании документов представленных М. в составе своей заявки.
Таким образом, довод гражданки М. о неправомерности принятия комиссией по осуществлению заявок решения о несоответствии ее заявки требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и извещением о проведении запроса котировок в электронной форме N 0112200000824001046, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу гражданки М. необоснованной.
Председатель Комиссии |
Ф.А. Хаджиев |
|
Члены Комиссии |
|
А.О. Ооржак
Ш.Ш. Донгак |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 апреля 2024 г. N 017/06/105-148/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.04.2024