На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку авиационных стекол (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0195400000221000398) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в части действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно поступившей информации Заказчиком ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) по Аукциону.
В ходе проведения внеплановой проверки 06.03.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.04.2024.
В соответствии с Извещением, документацией об Аукционе (далее - Документация), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 25.11.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) НМЦК - 3 041 987,40 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет в рамках государственного оборонного заказа, КБК - 18003035020292019211;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 08.12.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент проведения Аукциона) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "МОССТРОЙ-М" заключен государственный контракт от 21.12.2021 N 2122180205282007722377866/0195400000221000398 (реестровый номер контракта в ЕИС - 1772237786621000554).
В соответствии с Документацией закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе) (в редакции, действовавшей на момент проведения Аукциона).
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено,что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании части 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных
Законом о государственном оборонном заказе.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков),а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465, Положение), установлен перечень продукции,в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен.
На основании пункта 105 Положения государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Пунктом 108 Положения установлен порядок определения цены на продукцию и начальной (максимальной) цены государственного контракта в случае, если на календарный год, соответствующий году поставки конкурентной продукции, была определена прогнозная цена на эту продукцию, но государственный заказчик не установил начальную (максимальную) цену в соответствии с пунктом 107 Положения, либо если прогнозная цена на продукцию не была определена.
Так, в силу подпункта "а" пункта 108 Положения государственный заказчик выбирает не менее 2 потенциальных поставщиков из числа организаций, производящих удовлетворяющую его требованиям продукцию, и включает их в перечень потенциальных поставщиков.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 108 Положения государственный заказчик направляет одновременно всем потенциальным поставщикам, включенным в перечень потенциальных поставщиков, одинаковые по содержанию запросы о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика,по формам, устанавливаемым Федеральной антимонопольной службой по согласованию с отраслевыми органами и Министерством обороны Российской Федерации, и информацию о том, что при формировании начальной (максимальной) цены государственного контракта государственным заказчиком будут учитываться их предложения о цене на продукцию, поступившие в течение 20 рабочих дней со дня направления государственным заказчиком соответствующего запроса о цене.
На основании представленных материалов и пояснений Заказчика Комиссией установлено, что объект Аукциона включен в пункт 42 перечня продукции по государственному оборонному заказу, на которую распространяется государственное регулирование цен (за исключением ядерного оружейного комплекса), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 976-р, в связи с чем формирование НМЦК должно осуществляться в соответствии с Положением.
Так, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что с целью определения НМЦК Заказчиком направлены запросы о цене на авиационные стекла от 15.09.2021 N 21/6631 в адрес АО "ОНПП "Технология" им. А.Г. Ромашина (далее - Запрос N 1), а также от 16.09.2021 N 21/6663 в адрес следующих потенциальных поставщиков: АО "Авиафарм", ООО "АэроТехникСервис", ООО "Содружество", ООО "МФГ", ООО "Авикон", ООО "АВИАТЕХСНАБ", ООО "Авиатех-М", ООО "РУС АРТ" (далее - Запрос N 2) без указания на поставку регулятора температуры ТЭР-1-М.
Вместе с тем Заказчиком направлен запрос о цене регулятора температуры
ТЭР-1-М от 05.10.2021 N 21/7183 (далее - Запрос N 3) исключительно в адрес АО "ОНПП "Технология" им. А.Г. Ромашина.
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым поставка авиационных стекол осуществляется вместе с регулятором температуры ТЭР-1-М, являющимся составной частью авиационного стекла, но в ответе АО "ОНПП "Технология" им. А.Г. Ромашина от 04.10.2021
N 03/9762 на Запрос N 1 в расчетно-калькуляционных материалах указана стоимость исключительно авиационных стекол без регулятора температуры ТЭР-1-М.
Комиссия обращает внимание, что Запрос N 3 направлен не по форме, утверждённой приказом ФАС России от 26.08.2019 N 1138/19 "Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465" и в адрес 1 потенциального поставщика, что не соответствует требованиям пункта 108 Положения.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Запросе N 2 не предусмотрено авансирование в размере 80 %, указанное в Запросе N 1.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях, представленных на заседание Комиссии, сообщил, что не предусмотрел авансирование в Запросе N 2 по технической ошибке, допущенной должностным лицом Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не соблюдено требование подпункта "б" пункта 108 Положения в части направления всем потенциальным поставщикам, включенным в перечень потенциальных поставщиков, одинаковых по содержанию запросов о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 21 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 21 статьи 22 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 02.04.2024 по делу N П-87/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 апреля 2024 г. N П-87/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024