На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО ПКФ "Доринвестрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ПАО "МТС-Банк" (далее - Банк) при проведении Администрацией Асиновского городского поселения (далее - Заказчик), Департаментом государственного заказа Томской области (далее - Уполномоченный орган), OOO "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории сквера на пересечении ул. Ленина и ул. Фурманова в г. Асино, Томской области. (1 этап) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0165200003324000031) (далее - Аукцион, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Банка при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Из обращения Заявителя следует, что его права и законные интересы нарушены действиями Банка, выдавшего независимую гарантию от 20.02.2024
N 841808-24-EGB, предоставляемую в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе (далее - Независимая гарантия), несоответствующую требованиям Извещения.
Банк в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 16.02.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 630 638,30 руб.;
4) источник финансирования - бюджет муниципального образования "Асиновское городское поселение" Асиновского района Томской области;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 26.02.2024;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки участников закупки;
7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 26.02.2024;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
9) победителем по Аукциону признано ООО "Точка" с минимальным предложением о цене контракта в размере 6 257 212,30 руб. (далее - Победитель);
10) между Заказчиком и Победителем заключен контракт от 11.03.2024
N Ф.2024.7 (реестровый номер в ЕИС - 3700201157924000015).
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке.
Согласно части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "б" пункта 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Согласно части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
В соответствии с Типовой формой независимая гарантия в разделе "Информация о гаранте, принципале, бенефициаре" должна содержать сведения, в том числе о полном наименование бенефициара, месте нахождения, телефоне, адресе электронной почты бенефициара.
Согласно Извещению размер обеспечения заявки на участие в Аукционе составляет 86 306,38 руб. Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется, в том числе путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статей 44, 45 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2024 N ИЭА1 заявка Заявителя на участие в Аукционе отклонена на основании пункта 7 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе по причине того,что Независимая гарантия не соответствует требованиям, установленным в Извещении и Законе о контрактной системе, в части отсутствия в представленной Независимой гарантии телефона и адреса электронной почты Заказчика (бенефициара) (далее - Отклонение заявки Заявителя).
На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что его права и законные интересы нарушены действиями Банка, выдавшего Независимую гарантию несоответствующую требованиям Извещения, в результате чего заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Банк в письменных пояснениях представил сведения, согласно которым на основании подписанного Заявителем заявления принципала Банк выдал Независимую гарантию, содержащую представленные сведения в неизменном виде. При этом на основании правил о предоставлении продукта "Экспресс-гарантии. Госзаказ" в рамках программы кредитования малого бизнеса в Банке принципал вправе по заявлению внести изменения в выданную Независимую гарантию. Между тем подобное заявление от Заявителя в Банк не поступало.
С учетом того, что Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность Банка выдавать независимые гарантии, соответствующие Типовой форме, а также требованиям Извещения, Комиссия приходит к выводу, что действия Банка, выдавшего Независимую гарантию, не соответствующую положениям Извещения, нарушают часть 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдаче Оператору электронной площадки предписания об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе в части недопустимости учета Отклонения заявки Заявителя в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Банка нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2024 г. N П-108/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024