На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях комиссии по осуществлению закупок ФГКУ "8 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФГКУ "8 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по завершению строительства и вводу в эксплуатацию объекта: "Жилые дома N 15, 19, 20, 21 в микрорайоне N 15 г. Озерск Челябинской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0362100043021000006) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок Аукциона Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 01.04.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.04.2024.
В соответствии с Извещением, документацией об Аукционе (далее - Документация), протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 04.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 422 412 204,27 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 14.12.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения об осуществлении Аукциона) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок подана одна заявка, признанная соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО ПКП "ИМПУЛЬС" заключен государственный контракт от 25.12.2021 N 7 (реестровый номер контракта в ЕИС - 1667139389721000004).
В соответствии частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на момент размещения извещения об осуществлении Аукциона) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Позицией 2 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд.
В соответствии с позицией 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
На основании части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу части 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с частью 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Пунктом 1 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии.
На заседании Комиссии установлено, что объектом Аукциона является выполнение комплекса работ по завершению строительства и вводу в эксплуатацию объекта: "Жилые дома N 15, 19, 20, 21 в микрорайоне N 15 г. Озерск Челябинской области".
Согласно Извещению и Документации Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с позицией 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Таким образом, для того, чтобы участник Аукциона соответствовал дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, он должен обладать опытом выполнения работ, предусмотренным позицией 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
На заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки в адрес Заказчика направлены документы ООО ПКП "ИМПУЛЬС" из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке по позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, а именно: контракт от 28.05.2020
N 05-01/2020, заключенный между ООО "Мир Дорог" и ООО ПКП "ИМПУЛЬС",на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Ленинградской области (далее - Контракт), а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 14.12.2021 N 0362100043021000006-1 заявка ООО ПКП "ИМПУЛЬС" признана соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание, что указанный опыт не подтверждает соответствие ООО ПКП "ИМПУЛЬС" позиции 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, поскольку предметом Контракта является выполнение работ по капитальному ремонту.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика признали,что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащем образом рассмотрена заявка ООО ПКП "ИМПУЛЬС" на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и Документации.
Таким образом, Комиссией установлено, что ООО ПКП "ИМПУЛЬС" не соответствует требованиям, установленным в Документации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей заявку ООО ПКП "ИМПУЛЬС" на участие в Аукционе соответствующей требованиям Документации и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 3 части 1 статьи 71
Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 03.04.2024 по делу N П-99/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2023 г. N П-99/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024