В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (здесь и далее по тексту в редакции, действующей на дату заключения государственного контракта (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 156/24 от 02.04.2024 г., Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области - (на основании доверенности),
представителя Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" - (на основании доверенности),
рассмотрев обращение Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" (ИНН: 7456054171, КПП: 745601001) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" (номер извещения N 0853500000324000083),
УСТАНОВИЛА:
29.03.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступило обращение Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" (далее - Общество, ООО "ИНФОРМИКА", Исполнитель) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" (номер извещения N 0853500000324000083) (далее - Закупка).
Присутствующий на рассмотрении дела представитель Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области пояснил, что согласно п. 3.2 контракта срок оказания услуг: в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта, т.е. до 28.02.2024 г. Заказчиком 29.02.2024 г. в адрес Исполнителя была направлена претензия о нарушении сроков оказания услуг (письмо от 29.02.2024 г. N 22/7-43) со сроком исполнения обязательств по 15.03.2024 г. По состоянию на дату принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Исполнителем обязательства по контракту не исполнены, что привело к срыву мероприятий по выполнению плана мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских и муниципальных служащих Оренбургской области на 2024 год, утвержденного Заказчиком. Основания для продления срока исполнения контракта, о чем просило Общество, у Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области отсутствовали. Также представитель Заказчика настаивал на включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА".
Таким образом, Исполнитель неоднократно нарушил сроки оказания услуг. Присутствующий на рассмотрении обращения представитель Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" пояснил, что у Исполнителя не было умысла на уклонение от исполнения контракта, Исполнителем предприняты все возможные меры к его исполнению. Согласно пояснениям Общества 18.01.2024 г., перед заключением контракта между Аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области и ООО "ИНФОРМИКА", Исполнителем была подана заявка в ГК "АСТРА" для включения ООО "ИНФОРМИКА" в реестр авторизованных центров для проведения обучения и выдачи сертификатов соответствия по программе "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition". Менеджеры ГК "АСТРА" заверили Общество, что предварительно учебный центр Исполнителя соответствует критериям и нужно соблюсти формальности по преподавателям ООО "ИНФОРМИКА". После заключения контракта Исполнитель в ускоренном порядке подобрал помещение и начали процесс согласования сроков обучения с Заказчиком, а также обратился в ГК "АСТРА" об ускорении процедуры авторизации учебного центра ООО "ИНФОРМИКА", однако информацию о конкретных сроках указанной процедуры ГК "АСТРА" Исполнителю не сообщила. Видя, что ситуация по авторизации учебного центра затягивается, Обществом было принято решение о направлении письма Заказчику с просьбой о продлении сроков исполнения контракта. Получив отрицательный ответ от Заказчика, ООО "ИНФОРМИКА" продолжило переговоры с ГК "АСТРА" об ускорении процесса авторизации, однако ответ получило только 11.03.2024 г. с устной формулировкой, что авторизация будет осуществлена только в апреле 2024 г. Представитель Общества просил сведения в отношении ООО "ИНФОРМИКА" в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Комиссия Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
24.01.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении совместного аукциона в электронной форме на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" (номер извещения N 0853500000324000083).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 155 289,60 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.02.2024 г. N ИЭА1 по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка на участие в закупке, электронный аукцион на основании п. 1 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе не состоялся, заявка единственного участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" (идентификационный номер закупки N 169) - признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
13.02.2024 г. между Аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области и ООО "ИНФОРМИКА" заключен государственный контракт N 0853500000324000083 на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта "Предмет Контракта" установлено следующее:
"1.1. Исполнитель обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, оказать образовательные услуги по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" (далее - услуги) в соответствии с техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями настоящего Контракта".
Разделом 3 Контракта "Условия оказания услуг" установлено следующее:
"3.1. Место оказания услуг: г. Оренбург.
3.2. Срок оказания услуг: в течение 10 рабочих дней с момента заключения контракта.
3.3. Форма обучения: очная.
3.4. Услуги должны соответствовать требованиям, указанным в техническом задании (Приложение N1), федеральным государственным требованиям, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
3.5. Оказание услуг осуществляется по заявкам Заказчика. В заявке указывается список слушателей, предпочтительный график обучения. Заявка подается Заказчиком в устной и (или) письменной форме".
Пунктами 5.1-5.4 Контракта установлены следующие права и обязанности Заказчика и Исполнителя:
"5.1. Заказчик вправе:
5.1.1. Требовать от Исполнителя надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту, в том числе предоставление надлежащим образом оформленных документов, указанных в п. 5.4.8
5.1.2. Привлекать экспертов, экспертные организации для проверки соответствия результатов оказанных услуг требованиям, установленным настоящим Контрактом.
5.1.3. Определять лиц, осуществляющих контроль за ходом оказания услуг и (или) участвующих в сдаче-приемке оказанных услуг по настоящему Контракту.
5.1.4. Осуществлять иные права, предусмотренные Контрактом и (или) законодательством Российской Федерации.
5.2. 3аказчик обязан:
5.2.1. Своевременно сообщать Исполнителю в письменной форме о недостатках, выявленных в ходе оказания услуг или приемке услуг.
5.2.2. Принять надлежащим образом оказанные услуги и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
5.2.3. Обеспечить направление слушателей на обучение по программе обучения, указанной в п. 1.1. настоящего Контракта.
5.2.4. Выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Контрактом.
5.3. Исполнитель вправе:
5.3.1. Запрашивать и получать у Заказчика информацию, необходимую для оказания услуг по настоящему Контракту.
5.3.2. Требовать от Заказчика надлежащего исполнения принятых на себя обязательств по настоящему Контракту.
5.3.3. Оказать услуги лично либо с привлечением соисполнителя.
5.4. Исполнитель обязан:
5.4.1. Оказать услуги, указанные в пункте 1.1. настоящего Контракта, в полном объеме, с надлежащим качеством и в срок, указанный в пункте 3.2. настоящего Контракта.
5.4.2. Предоставлять по запросу Заказчика информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту.
5.4.3. Представить Заказчику учебный план и расписание занятий не позднее трех дней с даты подачи заявки Заказчиком.
5.4.4. Соблюдать учебный план и программу обучения, согласованные и утвержденные Заказчиком.
5.4.5. Предоставить для прохождения обучения необходимые учебно-методические материалы в соответствии с учебным планом.
5.4.6. Организовать проведение обучения в соответствии с техническим заданием (Приложение N1) и условиями настоящего Контракта.
5.4.7. По результатам обучения провести итоговую аттестацию и выдать слушателям, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, документ установленного образца о повышении квалификации.
5.4.8. По результатам оказания услуг своевременно направить Заказчику структурированный документ о приемке.
5.4.9. В случае возникновения у Заказчика обоснованных претензий к оказанным услугам устранить своими силами и за свой счет недостатки, допущенные по своей вине в оказанных услугах.
5.4.10. Выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Контрактом".
Пунктами 10.1-10.2 Контракта установлены следующие условия:
"10.1. Настоящий Контракт считается заключенным со дня его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, но не позднее 31.03.2024.
10.2. Окончание срока действия настоящего Контракта не освобождает Стороны от ответственности, возникшей в результате ненадлежащего исполнения обязательств, как в период действия Контракта, так и выявленного после окончания срока действия Контракта. В связи с окончанием срока действия Контракта, обязательства Сторон по Контракту прекращаются, за исключением обязательств по оплате услуг, обязательств по возмещению убытков и выплате неустойки (штрафа, пени)".
Разделом 11 Контракта "Разрешение споров и разногласий" установлено следующее:
"11.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров.
11.2. Все не урегулированные путем переговоров споры и разногласия, возникающие в результате исполнения настоящего Контракта или в связи с ним, подлежат разрешению в Арбитражном суде Оренбургской области.
11.3. До передачи спора на разрешение в суд Стороны примут меры к его урегулированию в претензионном порядке. Претензия должна быть оформлена в письменном виде. По полученной претензии Сторона должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее пяти рабочих дней со дня её получения. В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в отношении контракта, заключенного по результатам электронной процедуры, такой обмен осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений. Такие уведомления формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте".
Разделом 8 Контракта "Расторжение Контракта" установлено следующее:
"8.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренным положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
8.2. В случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 8.1 настоящего контракта, Заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя электронной процедуры в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.03.2024 г. в связи с тем, что ООО "ИНФОРМИКА" не исполнены условия Контракта, Заказчик, руководствуясь п. 8.1 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе принял решение об одностороннем отказе (исх. N 22/7-52 от 18.03.2024 г.) от исполнения государственного контракта N 0853500000324000083 от 13.02.2024 г.
18.03.2024 г. 12:32 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N 22/7-52 от 18.03.2024 г. Поставщик Получено 18.03.2024 г. 12:32 (МСК) Заказчик Подписано 18.03.2024 г. 12:32 (МСК).
Следовательно, при расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 29.03.2024 г.
На основании вышеизложенного, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Доказательств того, что ООО "ИНФОРМИКА" после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, заказчик указал на неисполнение Исполнителем принятых на себя обязательств.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что существенное нарушение условий контракта заключается в том, что ООО "ИНФОРМИКА" не оказаны образовательные услуги по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" государственному контракту N 0853500000324000083 от 13.02.2024 г.
Исполнитель на основании субъективного заключения, исходя из своих возможностей, пришел к выводу о невозможности исполнения условий Контракта.
Комиссией Оренбургского УФАС России не принимается во внимание ссылка ООО "ИНФОРМИКА" на действия третьего лица, а именно ГК "АСТРА", поскольку Исполнителем не были приняты все возможные меры для исполнения контракта, а также не представлены доказательства влияния этих обстоятельств на возможность исполнить условия контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с п. 8 постановления Пленума ВС РФ N 7 в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Комиссия Оренбургского УФАС России обращает внимание, что, направляя заявку на участие в аукционе, Исполнитель должен понимать последствия совершения таких действий и принимать организационные и экономические меры для исполнения договора в случае признания его победителем.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации разъясняет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации договор может быть изменен по соглашению сторон или в судебном порядке.
В силу пункта 1 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Заключая контракт, Исполнитель должен был учесть все возможные варианты развития событий, предвидеть наступление предпринимательских рисков. Изложенные в письменных пояснениях обстоятельства относятся к факторам риска, которые Общество как профессиональный участник рынка должно было учесть при заключении контракта на оказание услуг при должной степени заботливости и осмотрительности.
ООО "ИНФОРМИКА", являясь коммерческой организацией, вступая с Заказчиком в договорные отношения на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" не могло исключать вероятность наступления любых хозяйственных рисков, сопряженных с оказанием вышеназванных услуг. Нарушение обязательств третьими лицами, на который ссылается Общество, не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть. Кроме того, Комиссия Оренбургского УФАС России особое внимание обращает на отсутствие подписанного договора между ООО "ИНФОРМИКА" и ГК "АСТРА", а также на тот факт, что, подавая заявку на участие в закупке, у Исполнителя фактически отсутствовала авторизация для проведения обучения и выдачи сертификатов соответствия по программе "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition".
Действия ГК "АСТРА", на которые ссылается Общество, являются предпринимательским риском сторон (абзац 3 пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации), о данном обстоятельстве как специфике предпринимательской деятельности не могло не быть известно Обществу и данное обстоятельство не могло не быть им учтено при проявлении должной степени заботливости и осмотрительности как стороны гражданского оборота. Данные обстоятельства не относятся к числу обстоятельств, возникновение которых нельзя предвидеть.
Из анализа пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенно изменившиеся обстоятельства могут являться основанием для изменения договора в судебном порядке только в том случае, если они вызваны причинами, которые Общество не могло преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру контракта и условиям оборота, и Общество не несет риск изменения указанных обстоятельств.
Вместе с тем, изложенные Обществом обстоятельства не являются существенно изменившимися обстоятельствами по смыслу пункта 2 статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае риски несет именно исполнитель, осуществляющий профессиональную деятельность, то есть Общество с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА".
Добровольно заявляя об участии в аукционе, ООО "ИНФОРМИКА" должно было реально оценить возможность выполнения положений контракта, риски, связанные с исполнением контракта. Следовательно, правовых оснований для неоказания услуг по контракту у общества не было.
Кроме того, в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Вместе с тем, доказательств того, что Общество после принятия Заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке приступило к исполнению обязательств, в материалы дела не представлено.
Частью 1 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ установлено, что понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Следовательно, у Исполнителя отсутствовали правовые основания для неисполнения условий контракта, поскольку, выражая согласие с условиями документации об электронном аукционе, подавая заявку на участие в электронном аукционе, ООО "ИНФОРМИКА" приняло на себя обязательства по исполнению условий договора. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. Как следует из материалов дела, ООО "ИНФОРМИКА" уклонилось от исполнения Контракта в установленные сроки. Доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения условий указанного договора, представлено не было.
Участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, осуществляет такими действиями свою предпринимательскую деятельность.
Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Реализуя указанный принцип, заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения своевременного и полного удовлетворения своих потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения "заданных результатов", является ведение реестра недобросовестных поставщиков, в который включается информация об участниках закупок, нарушивших существенные условия контракта.
Участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчикам с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному расходованию бюджетных средств и нарушению конкуренции.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу части 5 статьи 10 ГК добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Кроме того, принцип эффективного правосудия предполагает возможность превентивной судебной защиты субъекта гражданского оборота от действий, создающих угрозу нарушения его прав (абзац третий статьи 12 ГК РФ), то есть допускает активную правовую охрану интересов такого субъекта от еще не состоявшихся, но потенциально неизбежных последствий.
Вместе с тем, доказательств того, что действия Заказчика, а также решение Заказчика от 18.03.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта обжалуются в судебном порядке, в материалы дела не представлено.
Согласно данным с сайта https://kad.arbitr.ru/, на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России исковое Арбитражным судом Оренбургской области не рассматривается дело об обжаловании решения Заказчика от 18.03.2024 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, сведения о том, что принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на дату заседания Комиссии Оренбургского УФАС России было отменено либо обжаловано, в материалах дела также отсутствуют.
В настоящем случае, ожидаемым и добросовестным поведением ООО "ИНФОРМИКА" явилось бы надлежащее исполнение условий контракта.
Вместе с тем, Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения условий государственного контракта N 0853500000324000083 от 13.02.2024 г., в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и при таких обстоятельствах включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Аппарата Губернатора и Правительства Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" (ИНН: 7456054171, КПП: 745601001) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Администрирование ОС Astra Linux Special Edition" (номер извещения N 0853500000324000083) удовлетворить.
2. Сведения, представленные Аппаратом Губернатора и Правительства Оренбургской области в отношении:
- общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" (сокращенное наименование: ООО "ИНФОРМИКА", ИНН: 7456054171, ОГРН: 1237400047455, КПП: 745601001, адрес: 455008, Челябинская область, город Магнитогорск, улица Зеленый Лог, дом 15 квартира 273, адрес электронной почты: ctb-lider@yandex.ru);
- генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" Панурко Семёна Евгеньевича (ИНН 745508519600);
- учредителя Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" Панурко Семёна Евгеньевича (ИНН 745508519600);
включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ИНФОРМИКА" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 5 апреля 2024 г. N 056/10/104-352/2024 (ключевые темы: исполнение контракта - реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ - повышение квалификации - образовательные услуги)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024