На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения ГКУ САРАТОВСКОЙ
ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении конкурса в электронной форме N 0360200054023000035 "Разработка проектов организации дорожного движения на 116 автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области" (далее-Конкурс).
Срок проведения проверки: с 29.03.2024 по 08.04.2024 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" и ООО "ДОРМОСТПРОЕКТ".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
26.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Конкурса.
Заказчиком Конкурса является ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 42 039 696,53 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Согласно обращению ООО "ДОРМОСТПРОЕКТ", поступившему в адрес Саратовского УФАС России, Заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе установлена необходимость осуществления работ и занесения результата оказанной услуги в базу данных (далее - БД) "Титул 2005", что ограничивает возможность участия в закупке лиц, которые работают на иных БД.
Согласно ч.1 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно приложению к извещению о проведении Конкурса N1 "Описание о.з.": "Целью работ по выполнению работ по плановой диагностике на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения является получение объективных данных о транспортно-эксплуатационном состоянии отремонтированного участка автомобильной дороги, определение всего комплекса установленных параметров и характеристик при сдаче автомобильных дорог в эксплуатацию после проведения ремонтных работ в соответствии с ОДМ 218.4.0392018, актуализация автоматизированного банка дорожных данных "Титул-2005" по управлению состоянием автомобильных дорог".
Приложением N1 к проекту контракта "Техническое задание" установлено:
"1.Цели работы:
Разработка проектов организации дорожного движения (далее - ПОДД) выполняется с целью оптимизации методов организации дорожного движения на автомобильной дороге или отдельных ее участках для повышения пропускной способности и безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Актуализация банка данных "Титул-2005" на основе разработанных проектов организации дорожного движения.
8. Требования к работам:
8.8 ПОДД должны разрабатываться в формате базы данных "Титул-2005" наоснове топосъемки или ортофотоплана высокого разрешения. Масштаб ширины дорог определяется разработчиком ПОДД.
8.10 Представить электронный банк дорожных данных "Титул-2005" в полном объёме, включая: заполненные справочники, "Видеобанк Панорама" на автомобильные дороги и данные проектов организации дорожного движения.
9. Особые условия:
9.1 Требования к ПОДРЯДЧИКУ:
9.1.1 При сдаче работ ПОДРЯДЧИК самостоятельно осуществляет обновление электронного банка данных "Титул-2005" об автомобильных дорогах у ЗАКАЗЧИКА с наполнением данными, полученными в результате выполнения Государственного контракта, с обязательной демонстрацией корректности заполнения базы данных с использованием установленного программного продукта".
Согласно пояснениям Заказчика, данные требования установлены на основании данных об используемом Заказчиком программном обеспечении для обработки и учета дорожных данных с учетом необходимости полной функциональной совместимости полученных по результатам выполненных работ с ПО Заказчика. База данных установлена у Заказчика и регулярно актуализируется на основании результатов всех проводимых на автомобильных дорогах обследований, также в указанном ПО ведется работа по учету, обработке и анализу дорожных данных.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, услуги, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, услуге.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от
18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Заказчиком с учетом потребности в оказываемой услуге сформирован объект закупки.
В техническом задании отсутствует требование об установке БД "Титул 2005" на компьютерах заказчика, заказчику необходимо предоставление результатов выполненных работ в данном БД, актуализация результатов работ в БД. Указанные требования установлены правомерно, так как в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
Данная позиция согласуется с позицией, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2021 по делу N А57-15349/2020.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2023 NИЭОК1 на участие в Конкурсе подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения. Победителем закупки признано ООО "ДОРМОСТПРОЕКТ".
В связи с вышеизложенным, сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе в связи с указанием Заказчиком требований о предоставлении результатов работ в БД, имеющимся в наличии у Заказчика, не представляется возможным. Также невозможно сделать вывод об ограничении круга участников закупки.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика ГКУ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА" при проведении конкурса в электронной форме N 0360200054023000035 "Разработка проектов организации дорожного движения на 116 автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области" нарушений
Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 8 апреля 2024 г. N 064/06/33-497/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024