Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 54" (далее - Заказчик);
при участии представителя ООО "ГК ТехКомИнжиниринг" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 8214-ЭП/24 от 29.03.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 54" в 2024 - 2025 годах (извещение N 0372200127523000215),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха в Санкт-Петербургском государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 54" в 2024 - 2025 годах (извещение N 0372200127523000215) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 439 040,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 28.11.2023 N ИЭА1 победителем Конкурса признано ООО "ГК ТехКомИнжиниринг".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ГК ТехКомИнжиниринг" заключен государственный контракт N 0372200127523000215 от 11.12.2023 на сумму 690 739,20 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 13.03.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГК ТехКомИнжиниринг".
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования воздуха (далее - Услуги).
В соответствии с п.1.1 Технического задания (Приложение N 2 к Контракту), Исполнитель обязан до начала оказания Услуг по техническому обслуживанию автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, представить Заказчику копию лицензии МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием вида деятельности: Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Требование установлено в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
При отсутствии у Исполнителя указанных в настоящем пункте документов, для оказания Услуг допускается привлечение Исполнителем соисполнителей (третьих лиц), имеющих соответствующие документы. Ответственность за действия соисполнителей (третьих лиц) привлекаемых для исполнения обязательств по Договору в полном объеме возлагается на Исполнителя.
Исполнителю была направлена претензия N 01-13-208/24-0-0 от 28.02.2024, а также отказ от приемки услуг N 01-13-209/24-0-0 от 28.02.2024.
Требование по претензии N 01-13-208/24-0-0 от 28.02.2024 по состоянию на 13.03.2024 не исполнено.
Таким образом, Исполнитель не представил требуемые документы, соисполнителей с соответствующими документами для исполнения Контракта не привлек.
На основании вышеизложенного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 13.03.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.03.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Согласно требованиям в п.1.1 Приложения N2 к Контракту, лицензия МЧС требуется для технического обслуживания и ремонта автоматических систем противодымной вентиляции и Исполнитель обязан предоставить ее до начала оказания данных Услуг.
ООО "ГК ТехКомИнжиниринг" не имело намерения уклоняться от исполнения обязательств по Контракту.
Обслуживание противодымных систем Исполнитель планировал осуществлять посредством привлеченного соисполнителя.
22.01.2024 от Заказчика получено письмо б/н о нарушении условий Контракта, в том числе о непредоставлении Исполнителем копии лицензии МЧС, в ответ на которое 23.01.2024 Исполнителем предоставлено Уведомление о предоставлении лицензии потенциального соисполнителя, остальные замечания были устранены.
Исполнитель добросовестно исполнял обязательства по обслуживанию остального оборудования Заказчика. В соответствии с Контрактом обслуживанию подлежит 107 единиц оборудования, из них только 7, требующих для проведения обслуживания лицензии МЧС.
В рамках первого этапа, 28-31.01.2024 Исполнителем проведено техническое обслуживание оборудования (кроме противодымных систем).
02.02.2024 Исполнитель разместил в ЕИС документ о приемке услуг, оказанных в январе 2024.
07.02.2024 от Заказчика был получен запрос б/н на копию лицензии.
В устной беседе с представителем Заказчика, Исполнитель пояснил, что в силу Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" выдача лицензий в виде документов на бланках прекратилась. 12.02.2024 Исполнитель продублировал эту информацию Заказчику на электронную почту письменно (Приложение 3).
В феврале, полагая, что вопрос с разрешающими документами соисполнителя решен, ожидая поступления заявки на обслуживание систем дымоудаления от Заказчика, Исполнитель продолжил оказание Услуг по обслуживанию остального оборудования согласно Контракта:
28.02.2024 Заказчиком была предъявлена Претензия с требованием не позднее следующего дня предоставить Заказчику копию лицензии и Мотивированный отказ подписания документа о приемке оказанных в январе Услуг.
Исполнитель предпринял незамедлительные меры по поиску соисполнителя с лицензией МЧС на бланке, однако, найти подходящую организацию удалось уже
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГК ТехКомИнжиниринг" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "ГК ТехКомИнжиниринг" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "ГК ТехКомИнжиниринг" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГК ТехКомИнжиниринг" (ИНН: 7802929248), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 апреля 2024 г. N РНП-78-544/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024