Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), ООО "Винстрой" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС;
при участии представителей ГБДОУ детский сад N 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7622-ЭП-24 от 25.03.2024) на действия комиссии Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту систем ХВС, ГВС и отопления в здании ГБДОУ детский сад N 126 Выборгского района Санкт-Петербурга по адресу: г. Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д.19, к.2, лит. А, в соответствии с проектной документацией (шифр 16-126/2022-ВК, 16-126/2022-ОВ) (извещение N 0172200004624000042) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 28.02.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0172200004624000042. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 602 500, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отклонении его заявки на участие в закупке.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям, Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласны.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктами 1-9 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;
- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);
- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;
- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
- указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;.
Как установлено ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.03.2024 NПРОII1 размещен в единой информационной системе 20.03.2024 в 17 часов 39 минут и содержит информацию об отклонении заявки Заявителя по следующим основаниям:
"Несоответствие независимой гарантии требованиям законодательства. Отклонение по п.7 ч.12 ст. 48 Закона N44-ФЗ.
Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ) Отказ в принятии гарантии согласно ч. 6 ст. 45 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ)
Основание отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 ФЗ N 44 в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 ФЗ N 44.
Представленная в качестве обеспечения заявки независимая гарантия от 15.03.2024
N 9991-4R1/1534778 не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 45 ФЗ N 44, п. "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии" раздела "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно, в независимой гарантии указаны несоответствующие обязательства Принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией:
- "1.Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств по заключению контракта с бенефициаром (в случае признания принципала
в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон) победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иным участником закупки, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт)".
Заключение контракта осуществляется с Заказчиком по закупке, а не с Бенефициаром, которым в соответствии с положениями независимой гарантии выступает Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга. Указание в независимой гарантии условия, подразумевающего возможность предоставления Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга обеспечения исполнения контракта не позволяет надлежащим образом определить сторону соответствующего обеспечиваемого обязательства в случае его неисполнения.
В соответствии с условиями извещения о закупке заключение контракта осуществляется
с заказчиком, которым является: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Кроме того, в соответствии с условиями извещения о закупке предоставление обеспечения исполнения контракта осуществляется в отношении заказчика, которым является ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД N 126 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
Позиция подтверждена решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 07.07.2022 по делу А56-23166/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.07.2022 по делу А56-49244/2022, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.10.2021 по делу N А 56-8040/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 14.11.2021 по делу N А 56-8045/2021, решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2016 по делу
N А 56-28943/2016, а также решениями комиссии Санкт-Петербургского УФАС России
по контролю в сфере закупок от 13.04.2021 по делу N 44-1707/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000011), от 25.10.2021 по делу N 44-4888/21 (извещение
об осуществлении закупки N 0172200002521000361), от 22.12.2021 по делу N 44-6136/21 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002521000511), от 22.04.2022 по делу
N 44-1215/22 (извещение об осуществлении закупки N 0172200002522000027).
Основания отклонения заявки на участие в закупке: п. 7 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ
в части отказа в принятии независимой гарантии на основании п. 2, 3 ч. 6 ст. 45 Закона
N 44-ФЗ.
Представленная участником закупки независимая гарантия от 15.03.2024
N 9991-4R1/1534778
не соответствует требованиям части 8.2 статьи 45 ФЗ N 44, пункта "а" постановления Правительства Российской Федерации N 1005 от 08.11.2013 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а так же условия гарантии". "Обеспечение заявки" извещения о закупке, а именно: независимая гарантия содержит несоответствующее дополнительное требование к независимой гарантии о том, что: "15.Настоящая независимая гарантия выдана в пользу бенефициара, и права требования по ней не могут быть переданы третьему лицу без согласия гаранта, за исключением случая перемены заказчика при осуществлении закупки, при котором право требования по независимой гарантии может быть передано новому заказчику с предварительным извещением об этом Гаранта", что является основанием для отказа в ее принятии в качестве обеспечения заявки на основании пунктов 2, 3 части 6 статьи 45 ФЗ N 44.
Таким образом, закрепление в независимой гарантии условия о передаче права Бенефициара
при перемене заказчика нарушает права бенефициара в части передачи права требования
по независимой гарантии в случае перемены бенефициара, в том числе в случае
его реорганизации.
Позиция подтверждена: решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга
и Ленинградской области от 13.02.2017 по делу N А56-72942/2016, решением комиссии
Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 30.01.2020 по делу
N 44-745/20, а также решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю
в сфере закупок от 06.10.2022 по делу N 44-3462/22, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 27.10.2022 по делу N 44-3654/22, решением комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок от 27.10.2022
по делу N 44-3655/22.".
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной ст. 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В силу пп. "б" п. 1 ч. 5 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
Пунктом 3 ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлено, что основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со ст. 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном ч. 13 ст. 44 настоящего Федерального закона.
Извещение о проведении закупки содержит следующую информацию:
"Обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов: а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенным в перечень РП РФ от 13.07.2018 N 1451-р, для их перевода в случаях, предусмотренных ст. 44 ФЗ N 44, на счет, на котором в соотв. с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими уполномоченному органу-Администрации Выборгского района СПб (далее-Администрация), или в соотв. бюджет бюджетной системы РФ; б) путем предоставления независимой гарантии (далее-НГ), соотв. требованиям ст. 44, 45 ФЗ N 44, ПП РФ от 08.11.2013 N 1005, в т.ч. типовой форме НГ. Бенефициаром по НГ выступает Администрация; в) путем внесения денежных средств на счет, на котором в соотв. с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими на лицевой счет, открытый в УФК СПб Администрацией, в случаях, предусмотренных ПП РФ от 10.04.2023 N 579. Информация и документы включаются в заявку в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Рекомендации по разработке проекта извещения и оформлению НГ утверждены распоряжением Комитета по государственному заказу СПб от 23.11.2022 N 256-р. Реквизиты счета, на котором в соотв. с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими на л/с, открытый в УФК СПб получатель: ИНН 7802047944, КПП 780201001, УФК по г. Санкт-Петербургу (Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга, л/с 0500000) Реквизиты банковского счета: СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу, БИК 014030106, к/с 40102810945370000005, р/с 03222643400000007200.".
В качестве обеспечение заявки на участие в закупке, Заявитель предоставил независимую гарантию N 9991-4К1/1534778 выданную ПАО "Банк Уралсиб" 15.03.2024, которая соответствует типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Названная независимая гарантия содержала условия:
"1. Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств по заключению договора с бенефициаром (в случае признания принципала в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и положением о закупке бенефициара победителем закупки или иным лицом, с которым по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается договор), по предоставлению обеспечения исполнения договора (если извещением об осуществлении конкурентной закупки установлены требование обеспечения исполнения договора и срок его представления до заключения договора)".
Вместе с тем, независимая гарантия содержит верное указание бенефициара, при этом Уполномоченным органом не было представлено подтверждения наличия полномочий на заключение государственного контракта по результатам закупки.
Администрация Выборгского района Санкт-Петербурга является уполномоченным органом, наделенный полномочиями исключительно на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для Заказчика.
Кроме того, в письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2016 N Д28и-2867 указано следующее: "если уполномоченному органу, учреждению не были переданы полномочия на заключение контракта, то такой орган, учреждение не вправе выступать в качестве бенефициара по банковской гарантии. В случае если уполномоченный орган, учреждение самостоятельно заключают контракт, осуществляют приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг и осуществляют их оплату, то такой орган, учреждение могут быть бенефициарами по банковской гарантии".
Предопределяющее значение для банковской гарантии имеет волеизъявление банка на совершение соответствующей односторонней сделки, следовательно, формальное несоответствие текста гарантии не искажает сути волеизъявления гаранта обеспечить надлежащее исполнение принципалом всех обязательств по контракту и не может быть основанием для отказа в принятии гарантии по смыслу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Уполномоченным органом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности получения им платежей в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением принципалом своих обязательств (с учетом текста спорной банковского гарантии).
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в рассмотренной части банковская гарантия соответствует требованиям извещения и законодательства о контрактной системе (данная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу А56-8045/2021).
Из имеющихся материалов следует, что в действиях комиссии Уполномоченного органа по осуществлению закупок усматривается нарушение пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе. Доводы жалобы являются обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВинСтрой" обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пп. "а" п. 1 ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов комиссии по осуществлению закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 марта 2024 г. N 44-1323/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024