Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "МАЙНДМАЙС" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 7939-ЭП/24 от 27.03.2024) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению мероприятия "Открытие летнего туристского сезона" (извещение N 0172200007024000004) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 20.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200007024000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 549 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
В силу п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Конкурсной документацией предусмотрены следующие положения:
"Для оценки заявок по показателю установлена шкала оценки. Определение количества баллов будет определяться по соответствию заявки условиям, установленным в столбце "Значение показателя", при соответствии которому начисляется балл, указанный в столбце "Количество присуждаемых баллов".
Уровень шкалы Значение показателя Количество присуждаемых баллов
А А. Руководитель проекта
1. Опыт трудовой деятельности в должности: руководителя организации; менеджера (специалиста) по: организации проектов, ведению проектов, управление проектами; или иная должность, связанная с управлением и организацией деятельности. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Опыт работы на указанных должностях: не менее 20 лет;
2. Наличие у руководителя проекта общественного признания в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц. Общественное признание руководителя проекта в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц выражается в наличие государственных и/или ведомственных наград Российской Федерации и/или субъектов Российской Федерации (фото изображений наград и удостоверений к ним, с указанием номера приказа и даты присвоения). К оценке принимаются награды, выданные за: организацию и/или проведение мероприятий; отличие, личный вклад, содействие, сотрудничество при участии в организации и/или проведении мероприятий; за участие в конкретной деятельности, связанной с организацией и/или проведением мероприятий. При отсутствии документов подтверждающих присвоение наград, такие награды не будут засчитаны. Не менее 3;
3. Наличие у руководителя проекта почётного звания "Заслуженный работник культуры РФ";
4. Наличие у руководителя проекта учёной степени не ниже кандидата (социологических и/или философских и/или культурологии и/или искусствоведения) наук.
Б. Композитор
1. Наличие высшего образования с присвоением квалификации дирижёр (дирижирование);
2. Наличие не менее 4 дипломов лауреата конкурсов композиторов.
В. Постановщик
1. Постановщик должен обладать высшим образованием в сфере культуры и/или искусства;
2. Постановщик должен обладать учёной степенью "Кандидат искусствоведения". 100
Б А. Руководитель проекта
1. Опыт трудовой деятельности в должности: руководителя организации; менеджера (специалиста) по: организации проектов, ведению проектов, управление проектами; или иная должность, связанная с управлением и организацией деятельности. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Опыт работы на указанных должностях: не менее 20 лет;
2. Наличие у руководителя проекта общественного признания в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц. Общественное признание руководителя проекта в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц выражается в наличие государственных и/или ведомственных наград Российской Федерации (фото изображений наград и удостоверений к ним, с указанием номера приказа и даты присвоения). К оценке принимаются награды, выданные за: организацию и/или проведение мероприятий; отличие, личный вклад, содействие, сотрудничество при участии в организации и/или проведении мероприятий; за участие в конкретной деятельности, связанной с организацией и/или проведением мероприятий. При отсутствии документов подтверждающих присвоение наград, такие награды не будут засчитаны. Не менее 3;
3. Наличие у руководителя проекта почётного звания "Заслуженный работник культуры РФ";
4. Наличие у руководителя проекта учёной степени не ниже кандидата (социологических и/или философских и/или культурологии и/или искусствоведения) наук.
Б. Композитор
1. Наличие высшего образования с присвоением квалификации дирижёр (дирижирование);
2. Наличие не менее 4 дипломов лауреата конкурсов композиторов. 50
В А. Руководитель проекта
1. Опыт трудовой деятельности в должности: руководителя организации; менеджера (специалиста) по: организации проектов, ведению проектов, управление проектами; или иная должность, связанная с управлением и организацией деятельности. Подтверждается трудовой книжкой или иным документом, подтверждающим трудовую деятельность. Опыт работы на указанных должностях: не менее 20 лет;
2. Наличие у руководителя проекта общественного признания в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц. Общественное признание руководителя проекта в области успешной организации и проведения общественно значимых мероприятий в интересах неограниченного круга лиц выражается в наличие государственных и/или ведомственных наград Российской Федерации (фото изображений наград и удостоверений к ним, с указанием номера приказа и даты присвоения). К оценке принимаются награды, выданные за: организацию и/или проведение мероприятий; отличие, личный вклад, содействие, сотрудничество при участии в организации и/или проведении мероприятий; за участие в конкретной деятельности, связанной с организацией и/или проведением мероприятий. При отсутствии документов подтверждающих присвоение наград, такие награды не будут засчитаны. Не менее 3;
3. Наличие у руководителя проекта почётного звания "Заслуженный работник культуры РФ";
4. Наличие у руководителя проекта учёной степени не ниже кандидата (социологических и/или философских и/или культурологии и/или искусствоведения) наук. 20
Г Документы не представлены и/или не соответствуют уровням шкалы А), Б), В) 0
На основании подпункта б) пункта 30 главы V Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 2604 подтверждающими документами на каждого заявленного специалиста являются:
- трудовые книжки или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьёй 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
Участник обязан предоставить сведения, подтверждающих наличие трудовых отношений между участником закупки и кандидатом на соответствующую должность или копию гражданско-правового договора.".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия УФАС отмечает, что в соответствии с пояснениями представителя Заказчика, комитет не нарушает установленные Правилами нормы и допускает к оценке лишь кандидатов, имеющих правовые обязательства к оказанию услуг, установленных в содержании закупки. При этом данный подход не только не ограничивает конкуренцию на закупках, но и позволяет расширить возможности участия в торгах, что соответствует принципу обеспечения конкуренции установленного статьёй 8 Закона.
Вместе с тем, Комиссия УФАС проанализировав вышеуказанный порядок оценки, пришла к выводу, что он не соответствует требованиям Положения, поскольку согласно порядку оценки, участник обязан предоставить сведения, подтверждающих наличие трудовых отношений между участником закупки и кандидатом на соответствующую должность или копию гражданско-правового договора.
Таким образом, порядок оценки нарушает п. 29 Положения об оценки, утвержденному постановлением Правительства N 2604, согласно которому допускаются только трудовые отношения, которые подтверждает трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Аналогичная позиция в Письме ФАС России от 07.02.2023 N ПИ/8371/23.
Вместе с тем как установлено Комиссией УФАС Заказчик, в качестве подтверждения наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, требует от участников закупки предоставить в составе заявки сведения о наличии государственных и/или ведомственных наград Российской Федерации и/или субъектов Российской Федерации (фото изображений наград и удостоверений к ним, с указанием номера приказа и даты присвоения), что напрямую противоречит п.30 Положения.
К аналогичным выводам Комиссия УФАС пришла в отношении требования порядка оценки об опыте трудовой деятельности руководителя.
При таких данных Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при установлении подобным образом положений порядка оценки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МАЙНДМАЙС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 апреля 2024 г. N 44-1413/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024