Резолютивная часть оглашена
08.04.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок) обращение МП г.о.Самара "Самарский метрополитен имени А.А.Росовского" (далее - Заказчик) о включении сведений о ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта инфраструктуры внеуличного транспорта МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" - станция "Алабинская" (Извещение N 0342300000123001705, начальная (максимальная) цена контракта 287 483,33 руб.).
У С Т А Н О В И Л А:
13.12.2023 года между МП г.о.Самара "Самарский метрополитен имени А.А.Росовского" и ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" заключен контракт N 176 на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта инфраструктуры внеуличного транспорта МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" - станция "Алабинская".
Пунктом 1.1 Контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется оказать услуги по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта инфраструктуры внеуличного транспорта МП г.о. Самара "Самарский метрополитен" - станция "Алабинская" (далее -услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 контракта описание оказываемых услуг, условия и порядок оказания услуг, требования к объему, содержанию и иным характеристикам оказываемых услуг, а также иные условия исполнения Контракта определяются в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту). Наименование, объем и стоимость оказываемых услуг указываются в Спецификации (Приложение N2 к Контракту).
В соответствии с пунктом 4 приложения N1 к контракту срок оказания услуг установлен: Начало - 10.12.2023, Окончание - 29.02.2024.
Согласно пункту 8 Приложения N1 к контракту результатом оказания услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости объекта метрополитена является утвержденный Федеральным агентством железнодорожного транспорта отчет о результатах дополнительной оценки уязвимости ОТИ метрополитена в 2 (двух) экземплярах: 1-й экземпляр на бумажном носителе, 2-й экземпляр в электронном виде (один CD-диск с материалами плана в формате PDF, второй CD-диск с материалами в редактируемом формате).
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а именно: информация о реквизитах аккредитации (реестровый номер и дата предоставления) в реестре аккредитованных юридических лиц в качестве специализированных организаций или выписка из реестре аккредитованных юридических лиц в качестве специализированных организаций или свидетельство об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выданное Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
На дату заключения контракта исполнитель полностью соответствовал всем требованиям, предъявляемым к участникам, в том числе, состоял в реестре аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов метрополитена Федерального агентства железнодорожного.
В дальнейшем, при исполнении контракта, Заказчиком было установлено, что в соответствии с данными реестра аккредитованных организаций на проведение оценки уязвимости объектов метрополитена Федерального агентства железнодорожного транспорта, не имеется информации о том, что исполнителю выдано новое свидетельство (либо продлено действующее свидетельство) о предоставлении ему права осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере метрополитена после 20.03.2024.
14.03.2024 Заказчиком посредством ЕИС направлено в адрес исполнителя требование (претензия) от 14.03.2024 N 01.5 с просьбой предоставить заказчику результат оказанных услуг по Контракту, а также сведения и информацию о продлении исполнителю Федеральным агентством железнодорожного транспорта права осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере метрополитена, в срок не позднее 20.03.2024.
Согласно вышеуказанной претензии исполнителю требовалось предоставить заказчику результат оказанных услуг по Контракту, а также сведения и информацию о продлении исполнителю Федеральным агентством железнодорожного транспорта права осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере метрополитена, в срок не позднее 20.03.2024.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с изложенным, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС 21.03.2024, вступило в силу 04.03.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Согласно письменным пояснениям ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения": "После получения Требования (претензии) от 13.03.2024 г. N01.5, представители СамГУПС провели очную встречу с представителями Заказчика, на которой были представлены объяснения причин, вызвавших задержку с исполнением Контракта, а именно истекающим сроком аккредитации СамГУПС на проведение оценки уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств. 21.03.2024 г. направлен в адрес Заказчика ответ на требование/претензию/решение от 21.03.2024 N18-753 с подтверждением годовности к дальнейшему выполнению работ, и подтверждением всех принятых обязательств по Контракту на оказание услуг от 13.12.2023 г. N 176, предоставлении предварительного результата, а также уведомил о внутренней подготовке необходимой документации для получения аккредитации в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор) на право осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере метрополитена в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2023 г. N907.
Ввиду возникших оперативных обстоятельств, ускоренное продление аккредитации (переаккредитация) на проведение оценки уязвимости транспортной инфраструктуры и транспортных средств потребовало больше трудозатрат и, соответственно, увеличило временные рамки получения необходимого для завершения Контракта свидетельства. Именно данный момент привел к тому, что СамГУПС вынужден проходить процесс аккредитации заново. Подготовка пакета документов для прохождения процедуры аккредитации юридических лиц. включая нормативный срок получение справок составляет, в среднем 10-15 рабочих дней, при отсутствии дополнительных запросов от ФОИВ-ов".
В единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru, в том числе с МП г.о.Самара "Самарский метрополитен имени А.А.Росовского".
Вышеприведенные обстоятельства не позволяют сделать вывод о недобросовестном поведении лица при исполнении контрактов.
Заказчик на включении ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.
Ранее обращений о включении сведений об ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" в Реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган не поступало.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту а) пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае, если заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Информацию об ФГБОУ ВО "Самарский государственный университет путей сообщения" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 апреля 2024 г. N РНП-63-91
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024